Определение слова «АШОКА»

Большой энциклопедический словарь:

АШОКА — правитель Магадхи из династии Маурьев в 268-232 до н. э. Государство Ашока охватывало территорию почти всей Индии и части современного Афганистана. Покровительствовал буддизму. Указы Ашоки ("Надписи Ашока) — важный исторический источник эпохи Маурьев.

Большая биографическая энциклопедия:

Ашока
правитель Магадхи из династии Маурьев в 268—232 до н. э. Государство Ашоки охватывало территорию почти всей Индии и части современного Афганистана. Принял буддизм и содействовал его распространению в Индии и за её пределами. Отличался веротерпимостью. При Ашоке индийская культура достигла значительного развития. Указы Ашоки («Надписи Ашоки») — важный исторический источник эпохи Маурьев.

Большая советская энциклопедия:

Ашока
Древнеиндийский царь [правил в 268—232 до н. э.] из династии Маурья. При жизни своего отца Биндусары был правителем наиболее важных наместничеств с центрами в Удджайне и Таксиле. Захватил трон отца после междоусобной борьбы. Подобно Чандрагупте (См. Чандрагупта) и Биндусаре, продолжал политику создания и укрепления объединённого индийского государства. Около 260 до н. э. завоевал государство Калингу (См. Калинга). Государство А. охватывало почти всю Индию (за исключением крайнего юга), области Афганистана, Пакистана. Дошедшие до нас указы А., высеченные на скалах, колоннах, в пещерах, являются древнейшими точно датированными эпиграфическими памятниками Индии. Они позволяют судить о границах государства, об управлении, социальных отношениях, религии и культуре. А. покровительствовал буддизму, стремясь использовать его как средство преодоления племенной раздробленности и сплочения империи, он содействовал распространению буддизма в Индии и за её пределами (посылал буддийских миссионеров в Бирму, на Цейлон, в Непал). Эпоха правления А. ознаменована значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности.
Лит.: Hultzsch Е., Inscriptions of Asoka, Calc., 1925 (Corpus Inscriptionum Indicarum, v. 1); Bhandarkar D. R., Asoka, 3ed., [Calc.], 1955: Thapar R., Asoka and the Decline of the Mauryas, Oxf., 1961.
Г. М. Бонгард-Левин.

Советская историческая энциклопедия:

Др.-инд. царь (273-236 или 232 до н. э.) из династии Маурья, один из наиболее известных гос. деятелей Др. Индии. По буддийским хроникам, А. при жизни своего отца Биндусары был правителем гос-ва Таксилы. Захватил трон отца после междоусобной борьбы. Подобно Чандрагупте и Биндусаре, продолжал политику создания и укрепления объединенного инд. гос-ва. Ок. 260 до н. э. после ожесточ. борьбы завоевал гос-во Калингу. Гос-во А. (см. Маурьев государство) охватывало почти всю Индию (за исключением крайнего юга). Дошедшие до нас указы А., высеченные на скалах, колоннах, в пещерах, являются древнейшими точно датированными эпиграфич. памятниками Индии. Они позволяют судить о границах гос-ва, управлении, социальных отношениях, религии и культуре. А. принял буддизм, к-рый осуждал племенную раздробленность и идеологически освящал создание объединенного гос-ва. Всячески содействовал распространению буддизма в Индии и за ее пределами (посылал буддийских миссионеров в Бирму, Цейлон, Непал). Вместе с тем А. не был противником др. религий и сект. Эпоха правления А. ознаменована замечат. развитием инд. культуры, архитектуры, распространением письменности.
=====
Лит.: Hultzsch E., Inscriptions of Asoka, Calcutta, 1925; Bhandarkar D. R., Asoka, 3 ed., Calcutta, 1955.
=====
G. M. Бонгард-Левин. Москва.

Теософский словарь:

(Санскр.) Знаменитый индийский царь династии Мориа, правивший в Магадхе. На самом деле было два ашоки — согласно хроникам Северного Буддизма, хотя первый Ашока — дед второго, названный профессором Максом Мюллером "Константином Индии" - более известен под своим именем Чандрагупты. Это первого именовали Пиядаси (пали), "превосходный", и Дэванам-пийа, "любимец богов", а также Калашока, в то время как имя его внука было ДхармашокаАшока благого закона — вследствие его преданности Буддизму. Кроме того, согласно тому же источнику, второй Ашока никогда не был приверженцем браминской веры, но от рождения был буддистом. Это его дед был сперва обращен в новую веру, после чего он повелел начертать на колоннах и скалах множество эдиктов — обычай, которому следовал и его внук. Но именно второй Ашока был усерднейшим приверженцем Буддизма; кто содержал в своем дворце от 60 до 70 тысяч монахов и жрецов, и кто воздвиг по всей Индии 84 000 дагоб и ступ, правил 36 лет и посылал миссии на Цейлон и по всему миру. Надписи разных эдиктов, провозглашенных им, обнаруживают благороднейшие этически мысли; особенно — эдикты в Аллахабаде, в форте, на так называемой "колонне Ашоки". Эти изречения величественны и поэтичны, выражают нежность как к животным, так и к людям, и возвышенный взгляд на миссию правителя по отношению к своему народу, которому с большим успехом можно было бы следовать в нашу эпоху ужасных войн и диких вивисекций.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru