Определение слова «ЗУЛЬЦЕР»

Большой энциклопедический словарь:

ЗУЛЬЦЕР (Sulzer) Иоганн Георг (1720-79) — швейцарский эстетик, последователь Бодмера и Брейтингера, автор словаря "Всеобщая теория изящных искусств" (т. 1-4, 1741-78).

Большая советская энциклопедия:

Зульцер
(Sulzer)
Иоганн Георг (16.10.1720, Винтертур, Швейцария, — 27.2.1779, Берлин), немецкий эстетик и педагог. В 1743 переехал из Швейцарии в Германию, с 1775 руководил философским классом Берлинской АН. Во «Всеобщей теории изящных искусств» (т. 1—2, 1771—74) изложил в алфавитном порядке основные понятия эстетики и отдельных видов искусств; подчёркивал значение вкуса и чувства в воздействии искусства на человека. Плоское морализирование З. в духе школы Бодмера обусловило отрицательное отношение к его произведениям Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера и И. В. Гёте.
Соч: Vermischte philosophische Schriften, 2 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1782—1800; в рус. пер. — Разговоры о красоте естества, СПБ, 1777; О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение, М., 1787; Упражнения к возбуждению внимания и размышления, СПБ, 1801; Новая теория удовольствий, СПБ, 1813.
Лит.: Tumarkin A., Der Ästhetiker Johann Georg Sulzer, Frauenfeld, 1933.

Новая философская энциклопедия:

ЗУЛЬЦЕР (Sulzer) Иоганн Георг (16 октября 1720, Швейцария – 27 февраля 1779, Берлин) – немецкий философ, просветитель, педагог, автор энциклопедической «Всеобщей теории изящных искусств» (Allgemeine Theorie der schnen Knste. Bd. 1–2, В., 1771–74). Развивая учение Баумгартена и других вольфианцев о чувстве удовольствия или неудовольствия, ощущении приятного или неприятного, ввел понятие «чувствительность», «чувство» (Empfindsamkeit, Gefhl) как особой способности, которая фиксирует и удерживает эти испытываемые субъектом ощущения или внутренние состояния, придавая им устойчивую форму и рефлексивно-осознанный характер. Благодаря этому субъективное эмоциональное чувство удовольствия может стать основанием для эстетической оценки в форме всеобщих суждений вкуса, для общезначимых определений красоты в природе или прекрасного в искусстве. Чувствительность же обретает при этом статус самостоятельной способности души, не только равнозначной способности мышления и желания, но и объединяющей их деятельность.
Аналогичным образом Зульцер не ограничивал роль искусства способностью доставлять эстетическое удовольствие, но связывал его с задачами интеллектуального и нравственного воспитания человека, пробуждения в нем чувства добра и истины. Такой подход оборачивался плоско-морализаторским отношением к искусству, однако способствовал его популяризации и расширению просветительской программы воспитания за счет включения в нее элементов эстетического образования (что оказало известное влияние на поздних просветителей и ранних романтиков в Германии, а также нашло живой отклик в русской эстетической мысли и практике).
Сочинения:
1. Vermischte philosophische Schriften. Bd. 1–2. Lpz., 1782–1880;
2. Lebensbeschreibung. B. – Stettin, 1809;
3. Pdagogische Schriften. Langensalze, 1922;
4. в рус. пер.: Разговоры о красоте естества. СПб., 1777;
5. О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение. М., 1787;
6. Упражнение к возбуждению внимания и размышления. СПб., 1801;
7. Новая теория удовольствий. СПб., 1813.
Литература:
1. Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII века. М., 1996, с. 83–84;
2. Gro K.J. Sulzers allgemeine Theorie der schnen Knste. В., 1905;
3. Leo J.f.G. Sulzer und die Entstehung seiner «Allgemeinen Theorie...». В., 1907;
4. Tumarkin A. Der sthetiker J.G. Sulzer. Frauenfeld, 1933.
В.А.Жучков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru