Определение слова «задержание»

Толковый словарь Ефремовой:

задержание
I ср.
1. Процесс действия по гл. задерживать I 2., задерживаться I 2.
2. Результат такого действия; отсрочка.
II ср.
1. Процесс действия по гл. задерживать II 2.
2. Результат такого действия; кратковременный — допускаемый только в указанных законом случаях — арест лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Толковый словарь Ушакова:

ЗАДЕРЖА́НИЕ, задержания, мн. нет, ср.
1. Действие по гл. задержать в 3 ·знач. (офиц.). Задержание преступника.
2. Действие по гл. задержаться. Задержание мочи (мед.).

Большой энциклопедический словарь:

ЗАДЕРЖАНИЕ — по российскому праву кратковременный (не более 72 ч) арест лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Допускается только в указанных законом случаях.

Большая советская энциклопедия:

Задержание
По советскому праву кратковременное (не более чем на 3 суток) лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с тем, чтобы до решения вопроса об избрании меры пресечения (См. Мера пресечения) не дать ему возможности скрыться, продолжать преступную деятельность или препятствовать установлению истины. Применяется лишь к подозреваемым в преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Производится органом дознания или следователем. З. допускается, если подозреваемый был застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения; если очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на него, как на лицо, совершившее преступление, а также если на подозреваемом или на его одежде, или в его жилище будут обнаружены следы преступления. В иных случаях подозреваемый может быть задержан, если он покушался на побег, не имеет постоянного места жительства или если не установлена его личность.
Поскольку З. связано с лишением свободы, закон предусматривает необходимые процессуальные гарантии законности и обоснованности этого следственного действия. О всяком случае З. подозреваемого орган дознания или следователь обязан составить протокол с указанием оснований и мотивов З. и в течение 24 часов сообщить о З. прокурору. Получив такое извещение, прокурор обязан в течение 48 часов дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.
И. Д. Перлов.

Большой юридический словарь:

В уголовном процессе кратковременная мера принуждения, применяемая к лицу, подозреваемому в преступлении, с целью выяснить причастность задержанного и решить вопрос о заключении его (в случае необходимости) под стражу. срок 3. не может превышать 72 часов. орган дознания или следователь обязаны в течение 24 часов сообщить прокурору, а последний — в течение 48 часов с этого момента дать санкцию на заключение подозреваемого под стражу либо освободить его.

Малый академический словарь:

задержание
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. задержать.
Задержание преступника. Задержание снега.
2.
Временное прекращение, нарушение чего-л.; задержка.
Задержание мочи.

Музыкальная энциклопедия:

(итал. ritardo; нем. Vorhalt, франц. и англ. suspension) — неаккордовый звук на сильной доле такта, задерживающий вступление смежного с ним аккордового. Различают два вида З.: приготовленное (звук З. остаётся от предыдущего аккорда в том же голосе или же входит в предыдущий аккорд в др. голосе) и неприготовленное (звук З. отсутствует в предыдущем аккорде; наз. также аподжатурой). Приготовленное З. заключает в себе три момента: приготовление, З. и разрешение, неприготовленное — два: З. и разрешение.

Палестрина. Мотет.

П. И. Чайковский. 4-я симфония, часть II.
Приготовление З. может осуществляться и неаккордовым звуком (как бы предъёмом к З.). Неприготовленное З. часто имеет вид проходящего или вспомогательного (как во 2-м прим.) звука, попавшего на тяжёлую долю такта. Звук З. разрешается ходом на большую или малую секунду вниз, на малую и (реже) большую секунду вверх. Разрешение может быть оттянуто введением между ним и З. других звуков — аккордовых или неаккордовых.
Нередко встречаются т.н. двойные (в двух голосах) и тройные (в трёх голосах) З. Двойные приготовленные З. могут образовываться в тех случаях, когда при смене гармонии два голоса идут на большую или малую секунду — в одну сторону (параллельными терциями или квартами) или в противоположных направлениях. При тройном приготовленном З. два голоса двигаются в одну сторону, а третий — в противоположном направлении, или же все три голоса идут в ту же сторону (параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Неприготовленные двойные и тройные З. этими условиями образования не связаны. Бас в двойных и тройных задержаниях обычно не участвует и остаётся на месте, что способствует чёткому восприятию смены гармонии. Двойные и тройные З. могут разрешаться не одновременно, но поочерёдно в разл. голосах; разрешение задержанного звука в каждом из голосов подчиняется тем же правилам, что и разрешение одинарного З. Благодаря своему метрич. положению на сильной доле, З., в особенности неприготовленное, оказывает большое влияние на гармонич. вертикаль; с помощью З. могут быть образованы созвучия, не входящие в классич. аккордику (напр., квартово-квинтовые). З. (как правило, приготовленные, включая двойные и тройные) широко применялись в эпоху полифонии строгого письма. После утверждения гомофонии З. в ведущем верхнем голосе составили важную черту т.н. галантного стиля (18 в.); такие З. обычно ассоциировались со "вздохами". Л. Бетховен, стремясь к простоте, строгости и мужественности своей музыки, сознательно ограничил применение З. Нек-рые исследователи определяли эту особенность бетховенской мелодии термином "абсолютная мелодия".
Термин "З.", по-видимому, впервые был применён Дж. Царлино в трактате "Гармонические установления" ("Le istitutioni harmoniche", 1558, p. 197). З. в то время трактовалось как диссонирующий звук, требующий правильного приготовления и плавного нисходящего разрешения. На рубеже 16-17 вв. приготовление З. перестали считать обязательным. С 17 в. З. всё чаще рассматривается в составе аккорда, а учение о З. включается в науку о гармонии (особенно с 18 в.). "Неразрешённые" З. исторически подготовили один из типов новой аккордики 20 в. (созвучия с прибавленными, или побочными, тонами).
Литература: Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., М., 1931; Способин И., Евсеев С, Дубовский И., Практический курс гармонии, ч. II, М., 1935 (раздел 1); Guiliemus Monachus, De preceptis artis musice et practice compendiosus, libellus, в кн.: Coussemaker Е. de, Scriptorum de musica medii-aevi..., t. 3, XXIII, Hlldesheim, 1963, p. 273-307; Zarlino G., Le istitutioni harmoniche. A facsimile of the 1558 Venice edition, N. Y., 1965, 3 parte, cap. 42, p. 195-99; Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX-XIX. Jahrh., Lpz., 1898; Piston W., Harmony, N. Y., 1941; Сhominski J. M., Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1-2, Kr., 1958-62.
Ю. H. Холопов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
задержание, -я

Грамматический словарь Зализняка:

Задержание, задержания, задержания, задержаний, задержанию, задержаниям, задержание, задержания, задержанием, задержаниями, задержании, задержаниях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Музыкальный гармонический термин: нота предыдущего аккорда, задержанная в следующем аккорде и не входящая в состав последнего. Эта нота, образующая диссонанс с басом, должна плавно переходить (разрешаться) на ступень вверх или вниз, в одну из нот второго аккорда. З. должно предшествовать приготовление. З. ставится на сильном времени, приготовление и разрешение — на слабом. Ноты приготовления и задержания, связанные лигой, образуют синкопу. В контрапункте З. называется просто синкопою.
Н. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru