Определение слова «ЯКОВЕНКО»

Советская историческая энциклопедия:

1.
Василий Григорьевич (3.III.1889-29.VII.1937) — один из организаторов партиз. движения в Сибири в период Гражд. войны 1918-20, советский гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с июля 1917. Род. в с. Тасеево Канского у. Енисейской губ. в крест. семье. Участник 1-й мировой войны 1914-18. С кон. 1917 — пред. Тасеевского вол. совета. В 1919-22 — пред. Совета Сев.-Канского партиз. фронта, затем Канского уездного ревкома и исполкома, зам. пред. Красноярского губисполкома. В 1922-23 — нарком земледелия, затем нарком социального обеспечения РСФСР. С 1926 — в аппарате ВЦИК и Госплане СССР. В 1927 примыкал к троцкистско-зиновьевскому антипартийному блоку, подписал "заявление 83-х". С 1935 — на хоз. работе. Делегат XII, XIII съездов партии; на XIII съезде избирался чл. ЦКК. Был чл. ВЦИК. Автор "Записок партизана" (М. — Л., 1925). Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.
=====
Лит.: Журов Ю. В., В. Г. Яковенко, "ИСССР", 1969, No 3.
2.
Петр Александрович (1870-1920) — рус. византинист. Окончил Юрьевский (Тартуский) ун-т, был оставлен при кафедре всеобщей истории. Преподавал также в Саратовском ун-те. Я. принадлежит первое исследование-монография об экскуссии, к-рую он рассматривал как феод. институт, тождественный зап.-европ. иммунитету, но возникший в Византии самостоятельно, а не пришедший с Запада (точка зрения Н. О. Суворова). Я. первым провел источниковедческий анализ визант. императорских грамот, положив начало науч. разработке в области визант. дипломатики (многие выводы Я., независимо от него, были в дальнейшем повторены Ф. Дёльгером).
Соч.: К истории иммунитета в Византии, Юрьев, 1908; История визант. церкви, Юрьев, 1909/10 (литогр.); Исследования в области визант. грамот. Грамоты Нового монастыря на острове Хиосе, Юрьев, 1917.
=====
Лит.: Васильев A. A., Памяти П. А. Яковенко, "Анналы", 1922, т. 2, с. 258-59.
=====
А. П. Каждан. Москва.

Новейший философский словарь:

ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист. Учился во Франции — в Сорбонне и Свободном русском университете, затем в Московском университете (1903-1905), а в 1906-1908- в Гейдельберге у Виндельбанда и в Фрейбурге у Риккерта. По возращению в Россию занимался журналистикой. Член редколлегии журнала «Логос» (с 1911). В 1912 арестован за связь с эсеровской организацией (первый раз арестовывался в 1905-1906), в 1913 уезжает за границу и по 1924 живет в Италии, затем (по приглашению Т.Г. Масарика) переезжает в Чехословакию. В 1929-1934 издавал на немецком языке журнал по проблемам русской философии, литературоведения и культуры «Der russische Gedanke» (»Русская мысль»). С 1935 по 1944 издавал «Международную библиотеку по философии». Основные работы — программные статьи в «Логосе»: «О логосе» (1911); «Что такое философия. Ведение в трансцендентализм» (1911-1912); «Об имманентном трансцендентализме, трансцендентном имманентизме и о дуализме вообще. Второе, более специальное введение в трансцендентализм» (1912-1913); «Путь философского познания» (1914). Ряд статей опубликован в журналах «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», «Вопросы философии и психологии» (»К критике теории познания Г. Риккерта», 1908; «Философия Вильгельма Шуппе», 1913; «Вильгельм Вин-дельбанд», 1916 и др.) и др. изданиях. За границей издал: «Философию большевизма» (1921); «Очерки русской философии» (1922); работы о русской философии на итальянском и чешском языках. Я. последовательно оппонировал религиозной линии в русской философии, защищая философию от воздействия на нее каких-либо внефилософских мотивов. В этом же русле строится критика Бердяева, Булгакова, Флоренского и др. за «национализацию» философии. Много сделал Я. для теоретического осмысления и методологического анализа истории русской философии (особенно в пражский период). Однако известен он прежде всего своей философией трансцендентального плюрализма, или критико-трансценден-тального интуитивизма, основные положения которой были сформулированы во время его сотрудничества с журналом «Логос». Философия, по Я., должна исходить из проблем жизни, обнаруживать ее смыслы, постигать сущее во всех его проявлениях. Она обнаруживает себя в качестве тран-цендентальной сущности жизни и культуры и осознает себя в своей истории как фиксирование моментов Абсолютного Сущего. Фиксируя различие между собственным бытием вещи и ее данностью в восприятии, философия вводит проблему трансцендентного, фиксируемую как отношение чувственного и сверхчувственного, явления и сущности, единого и многого и проявляемую в противопоставлении субъекта и объекта. Однако сущее можно истолковать не трансцендент-но, не за пределами познания, а имманентно (внутри процессов познания). Философия должна очистить себя от «догматических наличностей» сознания. Это, по Я., можно сделать через ограничение философии, т.е. ее отделение от иных форм проявления сознания (наука, искусство, право, нравственность, религия, политика), по психологическим, гносеологическим и методологическим основаниям (отсюда оппонирование трансцендентализму русского космизма), и через ее освобождение, т.е. «критическое отчисление» субъекта из содержания познания. Последнее позволит преодолеть вносимые субъектом в познавательный процесс предрассудки натурализма, антропоморфизма, психологизма, интенционализ-ма, а также все формы монизма и дуализма. Тем самым философия должна обратиться к чистой мысли как таковой как к основе содержательного состава познания. Это требует преодоления сенсуализма, интеллектуализма и теологизма на основе интуитивизма. Сущность же, усматриваемая чистой мыслью, может быть определена, по Я., как совокупность ценностей и смыслов, которые сознание и душа несут в себе как данное, но принципиально отличное от них и самостоятельное в своем значении. Отсюда философия должна быть противопоставлена всем формам релятивизма и агностицизма. Философское познание имеет две стороны: научно-критическую, обращенную к субъекту, и мистическую, обращенную к самому сущему, обнаруживаемому как система ценностей. Критическо-гносеологический подход к сущему выявляет его как само абсолютное познание. «Подлинное философское постижение есть самоупразднение философской мысли в Сущем и прямое наличенствование Сущего». Иррациональность жизни снимается культурой, которая находит свое завершение в философии. Философия же есть самопознание Сущего, исторические этапы постижения которого фиксируются в единстве категорий философии. Отсюда философский плюрализм Я., который проецируется в социум как система демократии. В целом, философия Я. выступает как оригинальный синтез идей Канта, Гегеля, Когена, Риккерта, Гуссерля.

Новая философская энциклопедия:

ЯКОВЕНКО Борис Валентинович [24 мая (6 июня) 1884, Тверь – 16 января 1949, Прага] – русский философ, историк философии, публицист. Сын народника В.И.Яковенко. В 1903 поступил в Московский университет. После исключения из него в 1905 уезжает за границу, где в 1906–08 обучается на философском факультете Гейдельбергского университета. По возвращении в Россию публикует статьи в журналах «Вопросы философии и психологии», «Северные записки», «Новые идеи в философии», становится членом редакции «Логос». В 1910–12 активно сотрудничает с газетой «Русские ведомости», где публикует многочисленные рецензии на работы русских и зарубежных философов, пропагандируя достижения новейшей европейской философии, выступая как оппонент современной русской религиозной философии. В 1912 из-за связей с московской организацией эсеров был арестован, в 1913 уезжает в Италию, где жил до 1924. Публикует книги: «Философия большевизма» (1921), «Очерки русской философии» (1922). Впоследствии переезжает в Прагу, где в 1929–34 издает на немецком языке журнал «Der russische Gedanke» («Русская мысль»), в 1935–44 – «Международную библиотеку по философии», серию сборников статей по проблемам современной философии. В 1938 выходит книга «Dejiny raske filosofie» («История русской философии», на чешском яз.), в 1940 – «Geschichte des Hegelianismus in Russland» («История гегельянства в России», на нем. яз.).
Философские взгляды Яковенко сложились в начале 1910-х гг. под влиянием Гуссерля, Шуппе, Риккерта, Виндельбанда, Когена. Среди классиков философии он называет своими учителями Плотина, Юма, Канта, Фихте, Гегеля. Система трансцендентально-интуивистического плюрализма, или трансцендентально-онтологического критицизма, излагается в нескольких крупных статьях: «О Логосе» («Логос», 1911, кн. 1), «Что такое философия. Введение в трансцендентализм» (там же, 1911–12, кн. 2–3), «Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще. Второе и более специальное введение в трансцендентализм» (там же, 1912– 13, кн. 1 2), «Путь философского познания» (там же, 1914, кн. 1). Согласно Яковенко, исходный пункт философского рассуждения – интерпретация жизни, отражение и анализ жизненного материала. «Единым предметом философских исканий является Сущее во всем своем целом, во всех своих деталях, во всех своих обнаружениях: значит, Сущее как Сущее» («О Логосе», с. 31). Философия возникает, когда человек обнаруживает разницу между собственным бытием вещи и тем, как она дается ему в восприятии. Так появляется проблема трансцендентного, проблема соотношения сущности и явления, чувственного и сверхчувственного. История философии в понимании Яковенко является процессом самопознания сущего, поэтому он критикует Бердяева, Булгакова, Флоренского за попытку создания национальной, русской философии, утверждая, что философская мысль живет собственной внутренней жизнью, характеризуется собственным систематическим развитием, независимо от особенностей национального сознания.
Важным понятием философии Яковенко является плюрализм. В онтологии он противопоставляет реалистическому атомизму и спиритуалистическому монизму многообразие и равную абсолютность сущностей, в гносеологии – прагматистскому релятивизму и монистическому абсолютизму «абсолютность и многообразие истин». В этике Яковенко утверждает равнозначность любого нравственного поступка личности, в эстетике – многообразие и равную абсолютность прекрасного. Отражением философского плюрализма в социальной жизни Яковенко считает демократию.
Сочинения:
1. К критике познания Г.Риккерта. – «Вопросы философии и психологии», 1908, т. 93 (III);
2. Теоретическая философия Г.Когена. – «Логос», 1910, кн. 1;
3. Философия Эд.Гуссерля. – «Новые идеи в философии», 1913, № 3;
4. Философия Вильгельма Шуппе. – «Вопросы философии и психологии», 1913, т. 118 (III);
5. Учение Риккерта о сущности философии. – Там же, 1913, т. 119 (IV), т. 120 (V);
6. О положении и задачах философии в России. – «Северные записки», 1915, кн. 1;
7. Философия большевизма. Берлин, 1921;
8. Очерки американской философии. Берлин, 1922;
9. Мощь философии. – «Логос» (Прага), 1925, кн. 1;
10. Saggio di storia della filosofia russa. Roma, 1927;
11. Vom Wesen des Pluralismus. Bonn, 1928;
12. La philosophie tchecoslovaque contemporaine. Praha, 1934;
13. Тридцать лет русской философии (1900–29). – «Философские науки», 1991, № 10.
М.И.Ивлева

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru