Определение слова «велосипед»

Толковый словарь Ефремовой:

велосипед м.
Двухколесная или трёхколесная машина для езды, приводимая в движение ногами с помощью педалей.

Толковый словарь Ушакова:

ВЕЛОСИПЕ́Д, велосипеда, ·муж. (от ·лат. velox — быстрый и pedes — ноги). Аппарат для езды, самокат на двух или трех колесах, приводимых в движение ногами сидящего на нем (через посредство педального механизма).

Большой энциклопедический словарь:

ВЕЛОСИПЕД (от лат. velox — быстрый и pes — нога) — двух- или (реже) трехколесная машина для передвижения, с приводом от 2 педалей через цепную передачу. Различают велосипеды дорожные для взрослых, подростков, детей (в т. ч. складные) — спортивные (в т. ч. тандемы) — специальные (грузовые, цирковые, велоколяски и др.). Велосипед с двигателем внутреннего сгорания называется мопедом.

Большая советская энциклопедия:

Велосипед
(франц. vlocipde, от латинского velox, родительный падеж velocis — быстрый и pes, родительный падеж pedis — нога)
Прототипы В. — 4-колёсные повозки-самокаты — строились изобретателями разных стран: Г. Гантшель (Германия, 1649), Р. Ла Рошелли (Франция, 1693), Л. Шамшуренков (Россия, 1752), Овенден (Англия, 1761) и др. Первый двухколёсный В. с педалями, большим ведущим передним колесом и малым задним был построен в России крепостным мастером E. М. Артамоновым. На этом В. он проехал от Верхотурья (под Пермью) до Петербурга (1801). В 1808 в Париже появился двухколёсный В. без рулевого управления. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. К. Драйз (Германия) снабдил этот В. рулевым управлением (1815), а в 50-х гг. 19 в. немецкий механик Ф. М. Фишер приделал к переднему колесу шатуны и педали. Так сложилась модель В., названная boneshaker («костотряс».), — тяжёлая жёсткая конструкция с равновеликими деревянными колёсами, усиленными железными обручами. Со временем деревянные колёса были заменены колёсами с тонкими металлическими ободами, проволочными спицами и сплошными резиновыми шинами. Для повышения скорости движения был увеличен диаметр ведущего колеса. Появился В. новой конструкции — «паук», у которого диаметр переднего (ведущего) колеса иногда достигал 180 см, а заднего 30 см. Этот тип В. просуществовал около 20 лет. В 1893 в Англии был создан В. safety — безопасный, в общих чертах сохранившийся до настоящего времени.
В конце 19 в. в конструкцию В. ввели цепную передачу, шарикоподшипники (1877), пневматические шины (1889), свободный ход (1894) и механизм переключения передач (1899). Началось промышленное производство В. Тогда же В. начинают применять в военном деле для связи, перевозки раненых, лёгких орудий и военного имущества; в европейских армиях появились самокатные роты. Первые советские В. были выпущены в 1924 Харьковским велосипедным заводом в количестве 2200 шт.; в 1969 выпуск В. в СССР составил свыше 4 млн. шт.
В зависимости от назначения и особенностей конструкции В. подразделяются на дорожные, легкодорожные, подростковые, спортивные, детские и специальные. Дорожные В. имеют прочную раму, широкие шины (1 “—1 “), высоко расположенный руль, масса около 16 кг; легкодорожные В. отличаются меньшей массой (14 кг), уменьшенным сечением шин (1,0“—1 “), обычно оснащаются ручными тормозами. Для спортивных В. характерны облегчённая конструкция (8—11 кг) из легированных сталей и дюралюминия, низко опущенный руль, наличие переключателя скорости и ручных тормозов (у шоссейных) или без тормозов и свободного хода (у трековых). Разновидность спортивных В. — тандем (рис. 1) — двухместный двухколёсный В. с двойной сблокированной передачей. Такая конструкция позволяет экипажу тандема развивать скорость до 70 км/ч. К группе специальных В. относятся цирковые, грузовые, трёхколёсные (для людей пожилого возраста), велоколяски и др.
Получили распространение прицепные устройства, главным образом к дорожным В. (рис. 2), для перевозки грузов, а также В. с подвесными моторами.
Лит.: Успенский И. А., Теория велосипеда, М., 1959; Gaunter С. F., The history and development of cycles, pt 1—2, L., 1955—58.
Л. А. Евсеев, Я. Е. Феликс.

Рис. 1. к ст. Велосипед.

Рис. 2. к ст. Велосипед.

Большой словарь иностранных слов:

Велосипеда, м. [от. латин. velox – быстрый и pedes – ноги]. Машина для езды, приводимая в движение ногами с помощью педалей. Гоночный велосипед.

Этимологический словарь Крылова:

В русском языке появилось в 1850-е годы путем заимствования из французского, где в начале XIX в. образовано искусственным способом на базе латинских слов velox – "скорость" и pes (множественное число от pedes) – "нога".

Толковый словарь Кузнецова:

велосипед
ВЕЛОСИПЕД -а; м. [от лат. velox (velocis) — быстрый и pes (pedis) — нога] Машина для езды, приводимая в движение ногами с помощью педалей. Двухколёсный, трёхколёсный в. Гоночный в. Детский в. Складной в. Кататься на велосипеде. Изобретать в. (также: открывать то, что давно уже известно).
Велосипедный, -ая, -ое. В-ая шина. В-ые гонки. В. спорт (состязание в скоростной езде на велосипедах).

Малый академический словарь:

велосипед
-а, м.
Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ногами.
[франц. vlocipde от лат. velox, velocis — быстрый и pes, pedis — нога]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
велосипед, -а

Толковый словарь Ожегова:

ВЕЛОСИПЕД, а, м. Двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями. Гоночный в. Детский в. Ехать на велосипеде.
• Изобретать велосипед (разг.) придумывать то, что давно известно.
| прил. велосипедный, ая, ое. В. спорт.

Научно-технический словарь:

ВЕЛОСИПЕД, двухколесное средство передвижения, приводимое в движение самим ездоком. Самую первую конструкцию датируют еще 1790 г. Усовершенствованный вариант был разработан Карлом фон Драйсом в Германии около 1816 г. Первую модель с цепной передачей, имевшую успех, продемонстрировал в 1871 г. англичанин Джеймс Старли. Велосипеды стали популярным средством передвижения и досуга во многих странах, начиная с конца XIX в. У некоторых современных велосипедов имеются такие нововведения — дисковые тормоза, вилочная подвеска переднего колеса и применение углеродного волокна для придания большей прочности конструкции при одновременном уменьшении ее веса.

В современных конструкциях горных велосипедов вес был уменьшен без потери прочности, а подвеска колес, переднего (1)и заднего(2), позволяет развивать более высокую скорость при передвижении по неровной поверхности. В передней подвеске имеются два оди наковых поршня, вставленных в вилку с эластичной прокладкой (3), которые обеспечивают движение колеса и одновременно уменьшают тряску. Поршни можно также наполнять маслом или воздухом. На задней подвеске (4) имеется только один заполненный маслом поршень, который амортизирует пружину (5) Узлы подвески заднего колеса выполняются в самых разных вариантах (6). Для изготовления рамы, легкой, но прочной, используют такие материалы, как углеродное волокно, алюминий и титан. V-образ-ная рама (7) позволяег конст рукторам применять более экзотические материалы, которые при традиционной трубчатой раме неприменимы. На некоторых велосипедах шины на задние колеса изготовляют из более мягкой резины, чтобы обеспечить лучшее сцепление с почвой на крутых склонах.

Техника. Современная энциклопедия:

велосипед
История создания велосипеда носит весьма разноречивый характер. Не случайно фраза «Изобрести велосипед…» стала нарицательной. Среди изобретателей велосипеда числятся и российский крепостной крестьянин Артамонов, и русский изобретатель Л. Л. Шамшуренков, построивший и продемонстрировавший комиссии Сената «самобеглую коляску», о чём свидетельствует официальный протокол от 2 ноября 1752 г. Но общепризнанным изобретателем велосипеда считается немецкий инженер К. фон Дрейс. Велосипед, построенный им в 1817 г., представлял собой двухколёсную машину, приводимую в движение отталкиванием ног от земли. В 1858 г. к переднему колесу добавили педали, а в 1871 г. – цепной привод на заднее колесо. Наконец, 1889 г. можно считать годом рождения современного велосипеда.

Деревянный велосипед-«бегунок»
Велосипеды по назначению и конструкции делятся на детские, подростковые, дорожные, горные, спортивные и специальные. К последним относятся трёх – и четырёхколёсные грузовые велосипеды, цирковые, трюковые и т. п. Наиболее распространены дорожные велосипеды. Чаще всего они одноместные, реже многоместные, тандемы. Большое распространение получили также складные велосипеды, удобные для перевозки на транспорте. Устройство велосипедов в основном одинаковое. Рама – стальная, алюминиевая или карбоновая. Колесо состоит из обода, втулки, спиц и покрышки. То, что у автомобиля называется трансмиссией, на велосипеде – система, состоящая из двух или трёх зубчатых колёс – звёзд, соединённых с педалями, цепной передачи и набора малых зубчатых колёс (звёздочек), укреплённых на втулке заднего колеса. Цепь передаёт усилие от ведущих звёзд на ведомые звёзды. Перекидыванием цепи на разные комбинации звёзд при помощи переключателей меняется передаточное число привода. Тормоза имеют раздельный привод на переднее и заднее колёса. Конструкции велосипедов продолжают непрерывно совершенствоваться в направлении снижения веса, повышения безопасности и удобства езды, применения новейших материалов.

Современный спортивный велосипед

Этимологический словарь Макса Фасмера:

велосипед
из франц. vlocipde – то же, от лат. vlx "быстрый"+реdе(m) "нога".

Грамматический словарь Зализняка:

Велосипед, велосипеды, велосипеда, велосипедов, велосипеду, велосипедам, велосипед, велосипеды, велосипедом, велосипедами, велосипеде, велосипедах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru