Определение слова «Варлаам»

Большой энциклопедический словарь:

ВАРЛААМ (ок. 1590-1657) — основатель книгопечатания в Молдавии (книга "Казания", 1643, и др.) — митрополит. Поборник просвещения и дружбы с Россией. Один из основателей Славяно-греко-латинской академии (1640) в Яссах.
ВАРЛААМ (ум. 1350) — монах из Калабрии, переселившийся в Византию. Главный оппонент Григория Паламы и афонских исихастов в богословском споре о природе Фаворского света (спор варлаамитов и паламитов). Осужден на церковном соборе 1341, возвратился в Италию, где стал католическим епископом; учил греческому языку Петрарку.

Большая биографическая энциклопедия:

Крещеный еврей, игумен и затем архимандрит. В 1769 г. Б. был наставником еврейского и немецкого языков в Сергиевой семинарии и перевел труд "Златое сочинение" р. Самуила, СПб., 1782, 1788 (переиздано в Москве, 1837). Во втором петербургском издании имеется примечание: "Книга сия, заключающая в себе беспристрастные о Христе рассуждения, на пророческих изречениях и действительном их исполнении, а наипаче на нынешнем состоянии рода иудейского основанные, писана, как сам сочинитель во многих местах объявляет, на арабском языке, в начале 11 столетия, с арабского на латинский язык переведена монахом Альфонсом Боном, четвертым изданием в Лейпциге, 1769 г.; издана старанием иеромонаха Феотония, бывшего в России архиепископа...". — Ср. А. Лопухин, Прав. богосл. энцикл., III, 148.
{Евр. энц.}

Большая советская энциклопедия:

I
Варлаам (Barlaam)
Калабрийский (1290—1348), византийский философ, астроном и математик. Рационалистические устремления В. и его борьба с Исихазмом привели к осуждению его в 1341 на церковном соборе в Константинополе. После этого В. отправился в Италию, перешёл в католицизм и был епископом в Неаполитанском королевстве. Большой знаток античной философии, он оставил сочинения: «Этика стоиков» и «Логика». Учитель Петрарки и Боккаччо.
Соч. в кн.: Patrologia graeca..., ed J.-P. Migne, v. 151, P., 1857—66.
Лит.: Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ. 1891; Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930, с. 849—856.
II
Варлаам (около 1590—1657)
основатель книгопечатания в Молдавии, переводчик. Родился в семье свободного крестьянина. Был молдаванским митрополитом. Знаток греческого, латинского и славянских языков. Один из основателей Славяно-греко-латинской академии (1640) в Яссах. Выступал поборником просвещения и дружбы с Россией. В 1628 в составе посольства молдаванского господаря Мирона Барновского посетил Киев и Москву. При поддержке Петра Могилы основал в 1641 при Ясском монастыре Трёх святителей типографию, в которой напечатал четыре книги, в том числе «Евангелие учительное» («Казания», 1643) — сборник церковных поучений, ценный памятник литературного языка того времени, и «Уложение» (1646) — памятник феодального законодательства.
Лит.: История литературий молдовенешть, вол. 1, Кишинэу, 1958; Вартичан И. К., Грекул П. и Попович К., Страницы дружбы, Киш., 1958.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(1590-1657) — молд. митрополит, один из основателей Славяно-греко-лат. академии (1640) и типографии (1641) в Яссах. Сторонник сближения Молдавии с Россией. Автор книги церк. поучений "Казания" (1643) — первой печатной молд. книги, написанной живым нар. яз.
=====
Лит.: История Молдавии, т. 1, Киш., 1951; История литературий молдовенешть, Bol. 1, Киш., 1958; Istoria literaturii romine, v. 1, Buc, 1954.
2.
архимандрит моск. Симонова монастыря в 1506-11, митрополит всея Руси в 1511-21. В 1518 вызвал с Афона Максима Грека для исправления богослужебных книг. Был близок к нестяжателям. В 1521 по приказу вел. кн. Василия III Ивановича за отказ помочь ему в поимке Василия Ивановича Шемячича был низведен с митрополии и сослан в Каменский монастырь на Кубенском оз.
=====
Лит.: Голубинский Е. Е., История рус. церкви, т. 2, М., (1907), с. 648-99.

Словарь личных имен:

А, муж.; разг. Варлам, -а и Варламий, -я.
Отч.: Варлаамович, Варлаамовна; разг. Варлаамыч.
Производные: Варлаамка
Варламка; Варлаха; Варлаша; Лама.
Происхождение: (Халдейск.)
Именины: 28 янв., 18 мая, первая пятница после начала Петрова поста, 2 июля, 1 авг., 11 окт., 19 нояб., 2 дек.

Новая философская энциклопедия:

ВАРЛААМ () Калабрийский (ок. 1290, Семинаре, Калабрия, Юж. Италия – июнь 1348, Авиньон) – византийский богослов и гуманист. Родися в православной семье, юношей стал монахом в Галато. Ок. 1330 прибыл в Фессалонику, затем в Константинополь, где до 1341 был игуменом монастыря Акалепта, преподавал. По поручению императора Андроника III Палеолога вел переговоры с Римско-католической церковью в 1334–35 и 1339 в Константинополе, Неаполе и Париже по поводу церковной унии. В сер. 30-х гг. начал полемику против исихазма [ИСИХАЗМ]. Гонимый исихастами, после осуждения поместным Собором, в 1341 покидает Константинополь и следует в Неаполь, а затем в Авиньон, где обращается в католичество и становится епископом (1342). В новом качестве в 1346 отправляется в Константинополь для переговоров об унии церквей уже по поручению папы Климента VI. Однако униатские демарши Варлаама остались безуспешными. В 1351 он подвергся анафеме со стороны греческого православного духовенства. Богословская и философская деятельность Варлаама проходила в непримиримой борьбе как с представителем византийского гуманизма Никифором Григорой, с одной стороны, так и с Григорием Паламой – лидером исихастов – с другой. В полемике с исихастами Варлаам утверждал, что Фаворский свет Преображения был тварным и потому не является предвечным. Он критиковал и молитвенную практику афонских монахов-исихастов, которых называл «омфалопсихами», т.е. сосредоточившими «душу на пупке». В философских трудах Варлаам предстает выдающимся знатоком Аристотеля. В полемике с латинянами по вопросу об исхождении Св. Духа (filioque) и о примате папы (сохранился 21 трактат на латинском языке) он отрицал силлогистический метод как непригодный для богословия; полемизировал с Фомой Аквинским. В Авиньоне Варлаам встречался с Петраркой, которого позже побудил к занятиям греческим языком. Сам он свободно владел латынью, писал полемические сочинения. Большая часть его наследия, за исключением писем и не изданных пока полемических сочинений против Григория Акиндина, утрачена, и о его взглядах мы можем судить лишь по «опровержениям» его оппонентов. Сохранилась «Этика согласно учению стоиков». Автор трактата о затмении солнца.
Сочинения:
1. MPG t. 151.
Литература:
1. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, с. 865–904;
2. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности (IX–XIV вв.). СПб., 1892;
3. Schio G. O . Thessalonike, 1959;
4. Polemis D. H . H «». – «Hellenika», 1964, п. 18, p. 44–72.
.В.Бибиков

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru