Определение слова «вагонетка»

Толковый словарь Ушакова:

ВАГОНЕ́ТКА, вагонетки, ·жен. (·франц. wagonnet) (спец.). Вагон небольшого размера, сверху открытый, употр. в разных производственных предприятиях для перевозки тяжестей по рельсам, преим. ручной тягой.

Большой энциклопедический словарь:

ВАГОНЕТКА (франц. wagonnet) — открытый вагон малой вместимости (0,5-6 м3) для перевозки грузов, а также пассажирский вагон на 6-18 человек, перемещающийся по узкоколейным железнодорожным путям (внутри предприятий, на рудниках).

Большая советская энциклопедия:

Вагонетка
(франц. wagonnet, уменьшительное от wagon — Вагон)
открытый узкоколейный ж.-д. вагон для перевозки штучных и насыпных грузов на короткие расстояния. Конструктивно В. состоит из кузова, опорной рамы (шасси), колёсных скатов и автосцепки (См. Автосцепка) (реже сцепки). Для штучных грузов общего назначения применяют В. в виде платформ, для сыпучих — с жестко закрепленным или опрокидывающимся кузовом, с откидными стенками и т.п. Перемещаются В. локомотивами, самокатом по уклонам или своим ходом (так называемые самоходные В.). Грузоподъёмность В. 1—5 т, в отдельных случаях 8—10м и более. В. (рис.) применяют в шахтах, карьерах, в строительстве, на внутризаводском транспорте и т.д. Кроме обычных грузовых, имеются В. специального назначения: лесодоставочные, с цистернами для воды и горючего, путеизмерительные и др., а также рудничные пассажирские (вместимостью 6—18 человек).
Лит.: Евневич А. В., Горные транспортные машины, 2 изд., М., 1963.
А. А. Пархоменко.

Рудничная вагонетка с опрокидывающимся кузовом.

Вагонетка для внутризаводского транспорта с опрокидывающимся кузовом.

Вагонетка рудничная пассажирская.

Вагонетка саморазгружающаяся с откидным днищем и автосцепкой.

Большой словарь иностранных слов:

Вагонетки, ж. [фр. wagonnet] (спец.). Вагон небольшого размера, сверху открытый, употр. в разных производственных предприятиях для перевозки тяжестей по рельсам, преимущ. ручной тягой.

Толковый словарь Кузнецова:

вагонетка
ВАГОНЕТКА -и; мн. род. -ток, дат. -ткам, ж. [франц. wagonnet] Небольшой открытый вагон или платформа малой вместимости для перевозки грузов по узкоколейным или подвесным путям (внутри предприятий, на рудниках). Засыпать уголь в вагонетки.
Вагонеточный, -ая, -ое. В-ые пути.

Малый академический словарь:

вагонетка
-и, род. мн. -ток, дат. -ткам, ж.
Небольшой вагон или платформа для узкоколейных и подвесных дорог.
Шахтная вагонетка.

Рабочие насыпали камень в вагонетки и по узкоколейке гнали к бухте. Горбатов, Карпухин с Полыньи.

Горная энциклопедия:

Шахтная (a. buggy mine car; н. Wagen, Kleinwagen, Lore; ф. berline, wagonnet; и. carreton, vagoneta) — откаточный сосуд, предназначенный для транспортирования грузов и людей по рельсовым путям. Пo своему назначению B. подразделяются на грузовые, пассажирские и специальные.

Принципиальные схемы конструкции грузовых вагонеток c глухим кузовом прямоугольной формы (a) и карманами под скаты (б), c опрокидным кузовом на опоре (в) и на шарнирах (г), c откидным днищем при двухсторонней (д) и односторонней (e) разгрузке, c откидным бортом и разгрузке при накатке на трек (ж) и c боковым опрокидывателем (з).
Oсн. узлы грузовой B. (рис.): кузов (глухой, c открывающимися днищами или бортом), рама (при рамных конструкциях), колёсная пара, буфер, сцепка (звеньевая, штыревая или автоматическая). Последняя одновременно является буфером. B зависимости от конструкции различают B.: c глухим неопрокидным кузовом, c глухим опрокидным кузовом, c откидными днищами и c откидным бортом. B. c глухим неопрокидным кузовом (тип ВГ) получили наибольшее распространение; вместимость до 4,2 м3 (по углю) и до 9,5 м3 (по руде). Первые используют для транспортирования угля, руды, породы по подземным выработкам и на пром. площадках, вторые — для транспортирования руды по подземным выработкам.
Достоинство B. этого вида — простота конструкции. Oсн. недостаток — разгрузка спец. стационарными комплексами относительно низкой пропускной способности.
B. c глухим опрокидным кузовом вместимостью 0,35-1 м3 (тип BO) применяют для транспортирования руды и породы по подземным выработкам и на пром. площадках шахт (небольшой производств. мощности) цветной металлургии, a также при геол.-разведочных работах. Достоинство такой B. — возможность разгрузки в любом пункте трассы. Oсн. недостатки — наличие ручных операций при разгрузке, большая собств. масса B., низкий коэфф. поперечной устойчивости. B. c откидными днищами применяются при шахтном стр-ве, реконструкции угольных предприятий. B. вместимостью 3,3 и 5,6 м3 (тип ВД) используют для транспортирования угля и породы по подземным выработкам, a вместимостью 1,5 и 2,5 м3 (тип ВДК) — также и на пром. площадках. Достоинство B. — обеспечение поточной схемы движения состава на разгрузочном пункте. Pазгрузка независимо от ориентации B. по отношению к разгрузочному пункту осуществляется при открывании днищ в процессе продвижения нерасцепляемого состава. Oсн. недостаток — относит. сложность конструкции. B. c откидным бортом вместимостью 1,6, 2,5 и 4 м3 (тип ВБ) используют в осн. на действующих шахтах для транспортирования руды и породы по подземным выработкам. Достоинство — максимальная (по сравнению c B. др. типов) площадь разгрузочного отверстия, что исключает застревание крупнокускового материала при разгрузке. Oсн. недостатки — сложность конструкции, большой вес. B США на предприятиях угольной пром-сти применяют в осн. грузовые B. c донной разгрузкой, в ПНР, ФРГ, Франции — c боковой, на рудниках Швеции, a также на угольных шахтах ЧССР — c донной разгрузкой на поддерживающем рольганге. Cоздаются большегрузные грузовые B., способные противостоять динамич. нагрузкам, возникающим при движении на стыках рельс, a также при загрузке рудой и породой. Повышают жёсткость кузова B. за счёт гофров и обвязок из спец. профилей. B. изготовляют из сталей, стойких к коррозийно-механич. износу. Oснащают B. автосцепками и амортизац. подвеской полускатов.
Пассажирские B. применяют для перевозки людей по горизонтальным наклонным подземным горн. выработкам. Oсн. узлы B., предназначенных для горизонтальных выработок, — кузов c ходовыми проёмами, оборудованными дверями, подрессорная ходовая часть, рама c буферно-сцепным устройством, сигнальное устройство, обеспечивающее подачу сигнала машинисту локомотива c любого сиденья каждой B. B наклонных выработках B. применяются самостоятельно и в составах, состоящих из головной и одной или неск. прицепных B. Головные B. оборудуются устройством для соединения c тяговым канатом, прицепные — двумя промежуточными сцепками. Oсн. параметры B., эксплуатируемых в горизонтальных выработках, — число посадочных мест, удельная площадь на одного пассажира, габаритные размеры, в наклонных выработках — также угол наклона пути, скорость движения (регламентируется правилами безопасности), тяговое усилие и радиус закругления пути (в профиле и плане). Oсн. направления совершенствования пассажирских B. — улучшение условий перевозок (повышение коэфф. комфорта до 0,35-0,37); оборудование ходовых проёмов раздвижными дверями; применение (в B. горизонтальных выработок) равномерно распределит. пневматич. тормозной системы, управляемой машинистом локомотива.
Cпец. B. используют в противопожарных поездах, для перевозки BB, вспомогат. материалов и оборудования, в т.ч. платформы (на базе ходовой части B.), контейнерованного и пакетированного грузов и др.
Г. Я. Пейсахович.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
вагонетка, -и, р. мн. -ток

Толковый словарь Ожегова:

ВАГОНЕТКА, и, ж. Небольшой открытый вагон для перевозки грузов на узкоколейных или подвесных дорогах.

Грамматический словарь Зализняка:

Вагонетка, вагонетки, вагонетки, вагонеток, вагонетке, вагонеткам, вагонетку, вагонетки, вагонеткой, вагонеткою, вагонетками, вагонетке, вагонетках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru