Определение слова «софизм»

Толковый словарь Ефремовой:

софизм м.
Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений; словесное ухищрение, вводящее в заблуждение.

Толковый словарь Ушакова:

СОФИ́ЗМ, софизма, ·муж. (·греч. sophisma — измышление, хитрость) (·книж. ). Формально правильное, но ложное по существу умозаключение, основанное на натяжке, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений в цепи рассуждений.

Большой энциклопедический словарь:

СОФИЗМ (от греч. sophisma — уловка, выдумка, головоломка) — мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся, порождается чисто субъективным впечатлением, вызванным недостаточностью логического или семантического анализа.

Словарь по культурологии:

(гр. sophisma) – ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

Большой словарь иностранных слов:

Софизма, м. [греч. sophisma – измышление, хитрость] (книжн.). Формально правильное, но ложное по существу умозаключение, основанное на натяжке, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений в цепи рассуждений.

Толковый словарь Кузнецова:

софизм
СОФИЗМ -а; м. [греч. sophisma — уловка, головоломка] Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений; словесное ухищрение, вводящее в заблуждение.
Софистический, -ая, -ое. С-ое умозаключение, рассуждение. С. ум.

Малый академический словарь:

софизм
-а, м.
Ложное умозаключение, прикрытое формальной правильностью логического построения, основанного на выхватывании отдельных сторон явления, умышленным употреблением двусмысленных понятий и т. д.
Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху. Л. Толстой, Война и мир.
[Буржуа] самым возмутительным образом забивают головы несчастных рабочих своими экономическими софизмами. Салтыков-Щедрин, Задельная плата и кооперативные ассоциации Ж. Муро.
[греч. ]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
софизм, -а

Толковый словарь Ожегова:

СОФИЗМ, а, м. (книжн.). Формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.
| прил. софистический, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

СОФИЗМ (от греч. sphisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка) – рассуждение, умозаключение или убеждающая речь (аргументация [АРГУМЕНТАЦИЯ]),обосновывающие какую-либо заведомую нелепость (абсурд [АБСУРД])или утверждение, противоречащее общепринятым представлениям (парадокс). Вот пример софизма, основанного на разъединении смысла целого: «5 = 2 + 3, но 2 четно, а 3 нечетно, следовательно 5 одновременно четно и нечетно». А вот софизм, построенный с нарушением закона тождества и семиотической роли кавычек: «Если Сократ и человек не одно и то же, то Сократ не то же, что Сократ, поскольку Сократ – человек». Оба эти софизма приводит Аристотель. Он называл софизмами «мнимые доказательства», в которых обоснованность заключения лишь кажущаяся и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Внешняя убедительность многих софизмов, их «логичность» обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой – семиотической (за счет метафоричности речи, амонимии или полисемии слов, амфиболий и пр.), нарушающей однозначность мысли и приводящей к смешению значений терминов, или же логической (за счет игнорирования или подмены тезиса [ТЕЗИС]в случае доказательств или опровержений, ошибок в выведении следствий, использования «неразрешенных» или даже «запрещенных» правил или действий, к примеру, деления на нуль в математических софизмах).
Исторически с понятием «софизм» неизменно связывают мысль о намеренной фальсификации, руководствуясь признанием Протагора, что задача софиста – представить наихудший аргумент как наилучший путем хитроумных уловок в речи, заботясь не об истине, а о практической выгоде, об успехе в споре или в судебной тяжбе. С этой же задачей обычно связывают и его известный «критерий основания»: мнение человека есть мера истины. Уже Платон, который называл софистику «постыдной риторикой», заметил на это, что основание не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придется признать законность противоречий, и поэтому любые суждения считать обоснованными. Эта мысль Платона нашла отражение в аристотелевском «принципе непротиворечия» (см. Закон логический [ЗАКОН ЛОГИЧЕСКИЙ])и, уже в современной логике, – в требовании доказательства абсолютной непротиворечивости теорий. Но вполне уместное в области «истин разума» это требование не всегда оправдано в области «фактических истин», где критерий основания Протагора, понятый, однако, более широко, как относительность истины к условиям и средствам ее познания, оказывается весьма существенным. Поэтому многие рассуждения, приводящие к парадоксам, но в остальном безупречные, не являются софизмами. По существу они только демонстрируют интервальный характер связанных с ними гносеологических ситуаций. Таковы, в частности, известные апории Зенона Элейского или т.н. софизм «куча»: «Одно зерно – не куча. Если n зерен не куча, то n + 1 – тоже не куча. Следовательно, любое число зерен – не куча». Это не софизм, а лишь один из парадоксов транзитивности, возникающих в ситуациях неразличимости (или интервального равенства), в которых принцип математической индукции неприменим. Стремление усматривать в такого рода ситуациях «нетерпимое противоречие» (А.Пуанкаре), преодолеваемое в абстрактном понятии математической непрерывности (континуума), не решает вопроса в общем случае. Достаточно сказать, что содержание идеи равенства (тождества [ТОЖДЕСТВО])в области фактических истин существенно зависит от того, какими средствами отождествления при этом пользуются. К примеру, далеко не всегда нам удается абстракцию неразличимости [АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ]заменить абстракцией отождествления. А только в этом случае и можно рассчитывать на «преодоление» противоречий типа парадокса транзитивности. Первыми, кто понял важность теоретического анализа софизмов были, по-видимому, сами софисты (см. Софистика [СОФИСТИКА]). Учение о правильной речи, о правильном употреблении имен Продик считал важнейшим. Анализ и примеры софизмов представлены и в диалогах Платона. Но их систематический анализ, основанный уже на теории силлогистических умозаключений (см. Силлогистика [СИЛЛОГИСТИКА]),принадлежит Аристотелю. Позднее математик Евклид написал «Псевдарий» – своеобразный каталог софизмов в геометрических доказательствах, но он не сохранился.
Литература:
1. Платон. Соч., т. 1. ., 1968 (диалоги: «Протагор», «Горгий», «Менон», «Кратил»), т. 2. М., 1970 (диалоги: «Теэтет», «Софист»);
2. Аристотель. «О софистических опровержениях». – Соч., т. 2. М., 1978;
3. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960, гл. 1, § 3.
M.M.Новосёлов

Социологический словарь:

СОФИЗМ (от греч. sophisma — измышление, хитрость) — англ. sophism; нем. Sophismus. Сохранение Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики.

Грамматический словарь Зализняка:

Софизм, софизмы, софизма, софизмов, софизму, софизмам, софизм, софизмы, софизмом, софизмами, софизме, софизмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru