Определение слова «менуэт»

Толковый словарь Ушакова:

МЕНУЭ́Т, менуэта, ·муж. (·франц. menuet). Старинный французский танец, изящный и плавный.
| Форма музыкального произведения с ритмом менуэта (муз.).

Большая советская энциклопедия:

Менуэт
(франц. menuet, от menu — маленький, мелкий)
французский танец. Происходит от народного танца провинции Пуату. Со 2-й половины 17 в. становится придворным танцем, затем распространяется по всей Европе как бальный (в России появился на ассамблеях Петра I). М. исполнялся плавно, торжественно, движения строились в основном на поклонах и реверансах. Музыкальный размер 3/4. На протяжении 18 в. М. видоизменяется: ускоряется темп, усложняются движения, танец приобретает черты жеманной изысканности. Ранние образцы М. имеются в операх-балетах Ж. Б. Люлли, в клавирной музыке Ф. Куперена и др., в увертюрах к ораториям Г. Ф. Генделя, в его же оркестровых и инструментальных сюитах, а также у И. С. Баха. В. А. Моцарт внёс в М. черты лиризма и мужественной энергии. Постепенно М. превращается в скерцо (окончательно у Л. Бетховена), к концу 19 — началу 20 вв. встречается редко (у К. Дебюсси, М. Равеля, Г. Форе, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др.).
С. П. Панкратов.

Толковый словарь Даля:

МЕНУЭТ м. франц. устаревшая пляска.

Этнографический словарь:

менуэт
(франц. menuet от menu, маленький), франц. танец, произошёл от хороводного танца жителей пуату. в 17 в. распространился при королевском дворе и затем — по всей Европе.

Большой словарь иностранных слов:

Менуэта, м. [фр. menuet]. Старинный французский танец, изящный и плавный. || Форма музыкального произведения с ритмом менуэта (муз.).

Толковый словарь Кузнецова:

менуэт
МЕНУЭТ -а; м. [франц. menuet]
1. Старинный французский танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и большим количеством поклонов и реверансов. Движения менуэта. Танцевать м.
2. Музыка такого танца. Играть м. Звуки менуэта. // Музыкальное произведение в ритме этого танца. М. Шопена.
Менуэтный, -ая, -ое. М-ые па. М. ритм.

Малый академический словарь:

менуэт
-а, м.
1.
Старинный французский танец в умеренном темпе, а также музыка к этому танцу.
Скрипка, альты, гобои и литавры играли на хорах старые немецкие песни, русские плясовые, церемонные менуэты. А. Н. Толстой, Петр Первый.
2.
Музыкальное произведение в ритме этого танца.
Менуэт Шопена.
[франц. menuet]

Музыкальная энциклопедия:

(франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный франц. нар. танец. Произошёл от нар. хороводного танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным танцем, к-рый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в "танец королей" и стал "королём танцев". Из Франции распространился во все страны Европы, в т.ч. в Россию, где его танцевали на ассамблеях Петра I. Музыку М. сочиняли мн. композиторы (первый из них — Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. в оперы, балеты (Люлли), в сюиты (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. форма М. первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повто-рениями каждой части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы возникли и 3- астные М. (в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также парные М., из к-рых 1-й контрастировал 2-му (обычно трёхголосному; отсюда название трио); после 2-го повторялся 1-й. Такой М. вошёл в сонатно-симфонич. цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской школы). В симфонич. циклах — в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя ("Самсон"), М. служил заключит. частью. У Гайдна обрёл юмористич. окраску, сближаясь по характеру с нар. танцем. В симфониях Бетховена (кроме 1-й и 8-й) место М. занимает скерцо. М. вводился композиторами-классиками и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом часто приобретал более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть (Моцарт, Бетховен). В нек-рых фп. сонатах Гайдна заключит. части построены как М. (в темпе и характере М.).

У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. частью Tempo di minuetto. К кон. 19 и 20 вв. М. как инстр. форма используется редко, встречается в "Арлезианке" Бизе, в "Бергамасской сюите" для фп. Дебюсси, у Равеля в "Менуэте на имя Гайдна" и "Античном менуэте"; у Б. Бартока, А. Шёнберга и др.
У рус. композиторов отдельные образцы М. — у Чайковского в сюите "Моцартиана", а также в фп. пьесах ор. 51; в романсе Танеева "Менуэт"; среди произв. сов. композиторов — у Прокофьева в фп. цикле ор. 32, балете "Ромео и Джульетта" (танец Джульетты с Парисом).
Литература: Reсоur L. G., Feuillеt R. A., Recueil de danses, P., 1704; Rameau P., Le Maоtre а danser, P., 1725; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933.
С. П. Панкратов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
менуэт, -а

Толковый словарь Ожегова:

МЕНУЭТ, а, м. Старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца.
| прил. менуэтный, ая, ое.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(франц. — menuet, итал. — minuetto, от французского слова menu или латинского minutus — малый, мелкий)старинный грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Пишется в двухколенном складе, в трехдольном размере. Часто за первым М. следует второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый М. в мажоре, то второй нередко пишется в одноименном миноре. Второй М. называется трио. В старинных М. первый М. писался двухголосно, а второй — трехголосно. За вторым М. всегда идет повторение первого. Нередко в конце М. делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют М. плавно и довольно медленно, но музыка М. должна исполняться умеренно скоро. Музыка первых М. принадлежит Люлли. М. был придворным танцем при Людовике XIV. Из Франции он перешел в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого. М. писали почти все композиторы инструментальной музыки, как старинные, так и новейшие. В особенности художественную обработку М. получил у Гайдна, Моцарта и Бетховена. Гайдн первый ввел М. в свои симфонии. Из русских композиторов выдающиеся М. писали Глинка и Рубинштейн. В настоящее время М., как танец, вышел из моды, но форму М. в музыке продолжают эксплуатировать.
Н. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru