Определение слова «мелодекламация»

Толковый словарь Ушакова:

МЕЛОДЕКЛАМА́ЦИЯ, мелодекламации, ·жен. (иск.). Действие по гл. мелодекламировать; декламация под аккомпанемент музыки.

Большая советская энциклопедия:

Мелодекламация
(от Мело... и Декламация
соединение выразительного произнесения текста, главным образом стихотворного, и музыки (обычно исполняемой на фортепиано), а также произведения, основанные на подобном соединении. М. эпизодически использовалась в операх и драматических пьесах; создавались и сценические произведения, полностью построенные на М., они называются Мелодрамами. В 18 в. под влиянием мелодрамы сложился жанр самостоятельной М. концертного плана, по преимуществу на тексты балладного характера (образцы у Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа и др.). В России этот вид М. пользовался распространением с 70-х гг. 19 в. Активным пропагандистом М. был композитор Г. А. Лишин (1854—88), создавший ряд М. и исполнявший их на концертной эстраде. Несколько М. написал А. С. Аренский (на стихотворения в прозе И. С. Тургенева). Все эти М. не выходили за пределы салонного искусства. В 19 в. за рубежом возник особый род М., в которой с помощью нотных знаков фиксируются ритм декламации, порой и высота звуков; он получил развитие в 20 в. (А. Шёнберг, А. Берг, П. Булез, Л. Ноно и др.).
Е. А. Мнацаканова.

Большой словарь иностранных слов:

[см. мело… + декламация] – чтение стихов или прозы, сопровождаемое музыкой для большей выразительности.

Толковый словарь Кузнецова:

мелодекламация
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ -и; ж. [от греч. melos — напев, песня и лат. declamatio — декламация] Выразительное чтение под музыку художественного произведения (обычно стихотворного). Искусство мелодекламации. Слушать мелодекламацию.

Малый академический словарь:

мелодекламация
-и, ж.
Выразительное чтение под музыку художественного произведения (преимущественно стихотворного).
[От греч. — песня и лат. declamatio — декламация]

Музыкальная энциклопедия:

(от греч. melos — песнь, мелодия и лат. declamation — декламация) — соединение выразительного произнесения текста (гл. обр. стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. находила применение уже в антич. драме, а также в "школьной драме" ср.-век. Европы. В 18 в. появились сценич. произв., полностью основанные на М. и наз. мелодрамами. В последующее время М. нередко использовалась в оперных произведениях (сцена В тюрьме из "Фиделио", сцена В Волчьем ущелье из "Вольного стрелка"), а также в драматич. пьесах (музыка Л. Бетховена к "Эгмонту" Гёте). С кон. 18 в. под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной М. концертного плана (по-немецки наз. Melodram, в отличие от сценич. М., называемой Melodrama), как правило, для чтения (декламации) в сопровождении фп., реже в сопровождении оркестра. Для таких М. избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных М. принадлежат И. Р. Цумштегу ("Весеннее торжество", для чтеца с орк., 1777, "Тамира", 1788). Позднее М. создавали Ф. Шуберт ("Прощание с Землёй" — "Abschied von der Erde", 1825), Р. Шуман (2 баллады, соч. 122, 1852), Ф. Лист ("Ленора", 1858, "Печальный монах" — "Der traurige Mцnch", 1860, "Слепой певец" — "Der blinde Sдnger", 1875), Р. Штраус ("Енох Арден", op. 38, 1897), M. Шиллингс ("Песнь ведьм" — "Hexenlied", op. 15, 1904) и др.
В России М. как концертно-эстрадный жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19 в.; в числе авторов рус. М. — Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич. Позднее ряд М. для чтеца с оркестром написали А. С. Аренский (стихотворения в прозе И. С. Тургенева, 1903), А. А. Спондиаров (монолог Сони из пьесы "Дядя Ваня" А. П. Чехова, 1910). В сов. время М. была использована в коллективной оратории "Путь Октября" (1927), в сказке для чтеца и симф. оркестра "Петя и Волк" Прокофьева (1936).
В 19 в. возник особый род М., в котором с помощью нотных знаков точно фиксируется ритм декламации ("Прециоза" Вебера, 1821, музыка Мийо к "Орестейе", 1916). Дальнейшим развитием этого рода М., сблизившим её с речитативом, явилась т.н. связанная мелодрама (нем. gebundene Melodram), в к-рой с помощью особых знаков ( вместо , вместо и т.п.) фиксируется не только ритм, но и высота звуков голоса ("Дети короля" — "Die Kцnigskinder" Хумпердинка, 1-я ред. 1897). У Шёнберга "связанная мелодрама" принимает форму т.н. речевого пения, нем. Sprechgesang ("Лунный Пьеро" — "Pierrot Lunaire", 1912). Позднее появилась и промежуточная разновидность М., в к-рой точно обозначается ритм, а высота звуков указывается приблизительно ("Ода Наполеону" Шёнберга, 1942). Разл. виды М. в 20 в. использовали также Вл. Фогель, П. Булез, Л. Ноно и др.).
Литература: Волков-Давыдов С. Д., Краткое руководство по мелодекламации (первый опыт), М., 1903; Глумов А. Н., О музыкальности речевой интонации, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956; Вatka R., Melodramatisches, в его сб.: Musikalische Streifzьge, Florenz — Lpz., 1899; Ginisty P., Le mйlodrame, P., 1910; Steinitzer M., Zur Entwicklungsgeschichte des Melodrams und Mimodrams, "Die Musik", 1919, Jahrg. 35; Martens H., Das Melodram, В., 1932 (Musikalische Formen in historischen Reihen); Stephan R., Zur jьngsten Geschichte des Melodrams, "AfMw", 1960, Jahrg. 17.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мелодекламация, -и

Толковый словарь Ожегова:

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ, и, ж. Декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой.
| прил. мелодекламационный, ая, ое.

Грамматический словарь Зализняка:

Мелодекламация, мелодекламации, мелодекламации, мелодекламаций, мелодекламации, мелодекламациям, мелодекламацию, мелодекламации, мелодекламацией, мелодекламациею, мелодекламациями, мелодекламации, мелодекламациях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru