Определение слова «КОЗЛОВ»

Большой энциклопедический словарь:

КОЗЛОВ — название г. Мичуринск в Тамбовской обл. до 1932.

География. Современная энциклопедия:

Козлов
Пётр Кузьмич (1863–1935 ), географ, исследователь Центральной Азии, куда совершил шесть путешествий. Первый русский исследователь Тибета. Участник научных экспедиций Н. М. Пржевальского, М. В. Певцова и В. И. Роборовского. Руководил крупными российскими экспедициями: монголо-тибетскими (1899–1901 и 1923–26 ) и монголо-сычуаньской (1907–09 ). Открыл и исследовал остатки древнего г. Хара-Хото, курганные могильники гуннов, включая могильники р-на поднятия Ноин-Ула, собрал обширные географические и этнографические материалы. Во время экспедиций исследовал ранее неизвестные европейцам регионы Восточного Тибета: высокогорное оз. Куку-Нор, истоки рр. Меконг, Ялуцзян – крупного притока Янцзы, ряд величайших гор системы Куньлуня; описал обычаи цайдамских монголов, создал огромную коллекцию флоры и фауны. В результате монголо-сычуаньской экспедиции в песках Гоби был открыт мёртвый г. Хара-Хото, собран огромный новый материал по истории и культуре тангутов; в частности, была сформирована библиотека из 2000 книг на тангутском языке. В путешествии 1923–26 гг. Козлову удалось детально изучить р-н гор Ноин-Ула в Сев. Монголии, исследовать 212 гуннских погребений и по их результатам восстановить быт и экономику гуннов в период со 2 в. до н. э. по 1 в. н. э.; обнаружить большое количество высокохудожественно исполненных тканей и ковров Греко-Бактрийского царства, располагавшегося в сев. части Ирана, в Афганистане и Северо-Зап. Индии. Его имя носит ледник в Монгольском Алтае.

П.К. Козлов

Большая советская энциклопедия:

I
Козлов
Алексей Александрович [8(20).2.1831, Москва, — 27.2(12.3).1901, Петербург], русский философ-идеалист, один из первых представителей Персонализма в России. Окончил Московский университет (1854). К изучению философии обратился в 1870-е гг. Испытал сильное влияние Г. Тейхмюллера. Приват-доцент (с 1876), профессор (с 1884) Киевского университета. Издатель первых в России философских журналов «Философский трёхмесячник» (1885—87, № 1—4) и «Своё слово» (1888—98, № 1—5). Свои философские взгляды К. называл панпсихизмом, утверждая, что всё сущее имеет в основе психическое начало. Мир, по К., — бесконечное множество самостоятельных духовных субстанций, непосредственно связанных с центральной субстанцией — Богом. Последователем К. в философии был С. Аскольдов. Идеи К. оказали влияние на Н. А. Бердяева, Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского (См. Лосский).
Соч.: Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного Э. фон Гартмана, в. 1—2, М., 1873—75; Философские этюды, ч. 1—2, СПБ — К., 1876—80; Философия как наука, К., 1877; Философия действительности, К., 1878; Генезис теории пространства и времени Канта, К., 1884.
Лит.: Аскольдов С., А. А. Козлов, М., 1912.
Л. Н. Суворов.
II
Козлов
Василий Иванович [18.2(3.3).1903, деревня Заградье, ныне Жлобинского района Гомельской области, — 2.12.1967, Минск], советский партийный и государственный деятель, Герой Советского Союза (1.9.1942), генерал-майор (1943). Член КПСС с 1927. Родился в крестьянской семье. В 1919—25 слесарь депо станции Жлобин. В 1929—33 учился в Коммунистическом университете имени Ленина в Минске, затем работал парторгом колхоза; в 1934—40 директор Старобинской МТС, 1-й секретарь Старобинского райкома КП Белоруссии. С 1940 заместитель председателя СНК БССР, с апреля 1941 2-й секретарь Минского обкома КПБ. В начале Великой Отечественной войны 1941—1945 был оставлен в тылу врага уполномоченным ЦК КПБ по организации партизанского движения. С июля 1941 1-й секретарь Минского подпольного обкома КПБ и командир Минского партизанского соединения. С июля 1944 по январь 1948 1-й секретарь Минского обкома и горкома КПБ. С 1947 председатель Верховного Совета БССР. С января 1948 председатель Президиума Верховного Совета БССР и заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2—7-го созывов. На 23-м съезде партии (1966) избран членом ЦК КПСС. Награжден 5 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Люди особого склада, перевод с белорусского, [М.], 1953.
III
Козлов
Владимир Яковлевич [р. 15(28).6.1914, Москва], советский математик, член-корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1941. Окончил Московский университет (1937), с 1952 профессор там же. Основные труды относятся к теории функций действительного переменного, в частности к ортогональным системам функций.
Соч.: О базисах в пространстве L2[0,1], «Математический сборник», 1950, т. 26(68), № 1, с. 85—102; О полных системах ортогональных функций, там же, № 3, с. 351—64.
IV
Козлов
Генрих Абрамович (родился 4.2.1901, Вильнюс), советский экономист, член-корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1920. По окончании экономического отделения института красной профессуры (1926) ведёт научную и педагогическую деятельность. С 1946 руководитель (заведующий) кафедрой политической экономии Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Одновременно работал в Госплане СССР (1928—29), член правления Госбанка (1931—34), на партийной работе (1934—37). Основные работы в области теории товарного производства, закона стоимости и денежного обращения, общей методологии политической экономии и характеристики её ленинского этапа. С участием К. создан ряд учебных пособий и курсов лекций по политической экономии. Награжден 6 орденами, а также медалями.
Соч.: Советские деньги, М. — Л., 1939; Хозяйственный расчёт, себестоимость, цена и прибыль в социалистическом хозяйстве, М., 1945, Теория денег и денежного обращения, [ч. 1], М., 1946; Товарное производство и закон стоимости. Лекции, М., 1956; Первые ступени в развитии товарного производства, М., 1957; Действие закона стоимости в условиях современного капитализма, М., 1964; Предмет и метод политической экономии, М., 1968.
V
Козлов
Иван Андреевич [24.6(5.7).1888, село Сандыри Коломенского уезда, ныне Коломна Московской области, — 26.3.1957, Москва], советский партийный деятель, писатель. Член Коммунистической партии с 1905. Родился в крестьянской семье; работал на Коломенском машиностроительном заводе. Участник Революции 1905—07. Дважды подвергался арестам (1908 и 1909); в 1909 приговорён к 4 годам каторги и пожизненной ссылке в Сибирь. В 1913 бежал из ссылки и эмигрировал за границу. В марте 1917 вернулся в Россию. В период Гражданской войны 1918—20 вёл партийную работу в подполье в Севастополе и Харькове. В 1923—25 учился в Высшем литературном институте имени В. Я. Брюсова; затем — снова на партийной работе. В период Великой Отечественной войны 1941—45 — один из руководителей партийного подполья и партизанского движения в Крыму, секретарь Симферопольского подпольного горкома партии.
Первые литературные произведения К. были опубликованы в 20-х гг. (пьеса «Подполье», 1920, и повесть «Встряска», 1926). После войны, несмотря на тяжёлую болезнь (и полную потерю зрения), занимался литературным трудом. Написал ряд мемуарно-беллетристических книг о партийном подполье и партизанском движении. Государственная премия СССР (1948). Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.
Соч.: В Крымском подполье, М., 1960; Жизнь в борьбе, кн. 1, М., 1965; Ни время, ни расстояние, М., 1966; Наш последний и решительный, М., 1969.
Лит.: Гринберг И., Достоверность и обобщение, «Знамя», 1948, № 3; Левин Ф., Жизнь в борьбе, «Звезда», 1956, №2: Илупина А., Дыхание революции, «Новый мир», 1959, № 3.
VI
Козлов
Иван Иванович [11(22).4.1779, Москва, — 30.1(11.2).1840, Петербург], русский поэт, переводчик. Из дворян. Служил в гвардии, с 1798 на гражданской службе. Долго болел (слепота, паралич). Начал печататься в 1821. Познакомился с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским. К традиции последнего примыкает поэзия К. Главное произведение К. — поэма «Чернец» (полное издание 1825), высоко оцененная Пушкиным (стихотворение «Козлову»). В некоторых его стихах звучат вольнолюбивые мотивы («Пленный грек в темнице» и др.). Поэзию К. отличают достоверность переживаний лирического героя, яркость образов и вместе с тем романтико-мистический колорит, мотивы скорби, усилившиеся с наступлением реакции после 1825. Выступал как талантливый переводчик Дж. Г. Байрона, Данте, Т. Тассо, Р. Бёрнса, А. Мицкевича и др. Перевод стихотворения Т. Мура «Вечерний звон» лег в основу популярной русской песни.
Соч.: Полное собрание стихотворений. [Вступительная статья И. Д. Гликмана], Л., 1960.
Лит.: Гоголь Н. В., О поэзии Козлова, Полное собрание сочинений, т. 8, М. — Л., 1952; Белинский В. Г., Собр. стихотворений И. Козлова, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
VII
Козлов
Петр Кузьмич [3(15).10.1863, Духовщина, ныне Смоленской области, — 26.9.1935, Петергоф, ныне г. Петродворец], советский исследователь Центральной Азии, академик АН УССР (1928). Родился в семье гуртовщика. В 1887 окончил военное училище. Участвовал в экспедициях Н. М. Пржевальского (См. Пржевальский), М. В. Певцова и В. И. Роборовского (См. Роборовский). В 1899—1901 руководил монголо-тибетской экспедицией в верховья рр. Хуанхэ, Янцзы и Меконг, во время которой были собраны важные материалы об орографии, геологии, климате, растительности и животном мире Тибетского нагорья и о малоизвестных восточно-тибетских племенах. Результаты этой экспедиции К. описал в книге «Монголия и Кам» (1905—06). В 1907—09 К. возглавил монголо-сычуаньскую экспедицию, открывшую в пустыне Гоби остатки древнего г. Хара-Хото; при раскопках здесь были обнаружены предметы материальной и духовной культуры тангутов, в том числе 2 тыс. томов книг на тангутском, китайском и др. языках. Экспедицией были собраны важные этнографические материалы о народах Монголии и Тибета. Результаты экспедиции изложены К. в книге «Монголия и Амдо и мёртвый город Хара-Хото» (1923). Эта экспедиция также собрала большие материалы по зоологии, ботанике и т.д. В 1923—26 совершил монголо-тибетскую экспедицию, во время которой в горах Хэнтэй был открыт и исследован курганный могильник гуннской знати (рубежа н. э.) — Ноин-Ула. Дневники путешествия были изданы под названием «Путешествие в Монголию. 1923—1926 гг.». Вёл большую популяризаторскую и лекционную работу. Избран почётным членом и награжден медалями русского и многих иностранных географических обществ. Именем К. назван ледник в хребте Табын-Богдо-Ола.
Соч.: Монголия и Кам (1899—1901 гг.), [2 изд.], М., 1948; Тибет и Далай-лама, П., 1920; Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото, [2 изд.], М., 1947; В азиатских просторах, М., 1947; Путешествие в Монголию. 1923—1926, М., 1949; Русский путешественник в Центральной Азии. Избранные труды, М., 1963 (библ.).
Лит.: Дмитриев В. В., Русский географ и путешественник П. К. Козлов, [Смоленск], 1951 (имеется библ.); Овчинникова Т. Н., П. К. Козлов — исследователь Центральной Азии, М., 1964.

Путешествия П. К. Козлова.

П. К. Козлов.
VIII
Козлов
Фрол Романович [5(18).8.1908, деревня Лощинино, ныне Касимовский район Рязанской области, — 30.1.1965, Москва], советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1961). Член КПСС с 1926. Родился в семье крестьянина-бедняка; рабочий-текстильщик. Окончил в 1936 Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина. С 1936 инженер, начальник блюминга Ижевского металлургического завода; там же в 1939—40 парторг ЦК ВКП (б) и секретарь парткома. В 1940—44 секретарь Ижевского горкома партии. В 1944—47 работал в аппарате ЦК ВКП (б). В 1947—1949 2-й секретарь Куйбышевского обкома партии. В 1949 парторг ЦК ВКП (б) на Кировском заводе в Ленинграде. С 1949 секретарь Ленинградского горкома, с 1952 2-й секретарь, с ноября 1953 1-й секретарь Ленинградского обкома КПСС. В 1957—1958 председатель Совета Министров РСФСР. В 1958—60 первый заместитель председателя Совета Министров СССР В 1960—64 секретарь ЦК КПСС. На 19—22-м съездах партии избирался членом ЦК КПСС. В феврале— июне 1957 кандидат в члены, в 1957—64 член Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 3—6-го созывов. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1954—58 и с 1962. Награжден 4 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.
IX
Козлов
до 1932 название г. Мичуринска в Тамбовской области РСФСР.
X
Козлов
посёлок городского типа в Козовском районе Тернопольской области УССР, на р. Восушка (бассейн Днестра), в 14 км от железнодорожной ст. Денисов-Купчинцы (на линии Тернополь — Ходоров). Спиртовой завод.

Толковый словарь Даля:

козлов
См. козел

Советская историческая энциклопедия:

1.
Василий Иванович (р. 18.II.1903) — сов. парт. и гос. деятель. Чл. КПСС с 1927. Герой Сов. Союза (1.IX.1942). Род. в д. Заградье Жлобинского р-йа Гомельской обл. в крест. семье. В 1919-25 — слесарь депо ст. Жлобин. В 1929-33 учился в Коммунистич. ун-те им. Ленина в Минске, затем работал парторгом колхоза, в 1934-38 — директор Старобинской МТС, 1-й секретарь Старобинского райкома КП Белоруссии. В 1938-40 — 1-й секретарь Червенского райкома КП Белоруссии. С 1940 — зам. пред. СНК БССР, с апр. 1941 — 2-й секретарь Минского обкома КПБ. В начале Вел. Отечеств. войны был оставлен в тылу врага уполномоченным ЦК КПБ по организации партиз. движения. С июля 1941 — 1-й секретарь Минского подпольн. обкома КПБ и командир Минского партиз. соединения (ген.-майор). С июля 1944 по янв. 1948 — 1-й секретарь Минского обкома и горкома КПБ. С 1947- пред. Верх. Совета БССР. С янв. 1948 — пред. Президиума Верх. Совета БССР. Деп. Верх. Совета СССР 2-6-го созывов. С 1956 — канд. в члены ЦК КПСС. Автор кн. "Люди особого склада" — о партиз. движении в Белоруссии.
2.
Иван Андреевич (24.VI.1888 — 26.III.1957) — сов. парт. деятель, писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Род. в с. Сандыри Коломенского у. Моск. губ. в крест. семье. Участник революции 1905-07. За революц. деятельность был приговорен к 4 годам каторги и пожизненной ссылке в Сибирь. Из ссылки бежал в Швейцарию. После Февр. революции 1917 возвратился в Россию. В период гражд. войны вел парт. работу в подполье в Севастополе и Харькове. В 1923- 1925 учился в Высшем художеств. лит. ин-те, затем опять был на парт. работе. В период Вел. Отечеств. войны 1941-45 — один из руководителей парт. подполья и партиз. движения в Крыму, секретарь Симферопольского подпольного горкома партии. Автор кн. "В крымском подполье" (Симферополь, 1947, Гос. премия СССР, 1947), первой кн. трилогии "Жизнь в борьбе" (М., 1955) и др.
=====
Е. Савченко. Киев.
3.
Петр Кузьмич (3.Х.1863 — 26.IX.1935) — рус. исследователь Центр. Азии, акад. АН УССР (с 1928), Род. в г. Духовщине Смоленской губ. в семье гуртовщика. В 1887 окончил воен. уч-ще. Участвовал в экспедициях Н. М. Пржевальского, М. В. Певцова, В. И. Роборовского. В 1899-1901 К. руководил монг.-тибет. экспедицией, результаты к-рой описаны в кн. "Монголия и Кам" (т. 1-8, СПБ, 1905-08); им были собраны ценные материалы об орографии, геологии, климате, растительности и животном мире Тибета, а также о вост.-тибет. племенах. В 1907-09 К. возглавил монголо-сычуаньскую экспедицию, во время к-рой в пустыне Гоби были открыты остатки древнего города Xapa-Хото; в результате раскопок были обнаружены предметы материальной и духовной культуры тангутов, в т. ч. 2 тыс. томов книг на тангутском, кит. и др. языках; экспедицией были собраны также важные этнографич. материалы о народах Монголии и Тибета. Результаты экспедиции были изложены К. в вышедшей в 1923 книге "Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото". В 1923-26 К. совершил последнюю монг.-тибет. экспедицию, во время к-рой в горах Хэнтэй был открыт и исследовался курганный могильник гуннской знати (рубежа н. э.) — Ноин-Ула.
=====
Лит.: Дмитриев В. В., Рус. географ и путешественник П. К. Козлов, Смоленск, 1951 (список трудов К.).

Новейший философский словарь:

КОЗЛОВ Алексей Александрович (1831-1901) — русский философ и издатель. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета. Учительствовал (преподавал словесность), был поклонником учений Фейербаха и Ш. Фурье, увлекался революционными идеями, арестовывался. Затем занимался сельским хозяйством. В возрасте примерно 40 лет увлекся философскими учениями — Шопенгауэра, Канта, Э. Гартма-на. Особенно ценил Дюринга, считал его одним из корифеев современной немецкой философии. В 1875 уехал во Францию, но получив приглашение Киевского университета вернулся. С 1876 — приват-доцент, с 1884 — профессор Киевского университета (докторская диссертация: «Генезис теории пространства и времени Канта»). В 1885-1887 издавал «Философский трехмесячник». В 1887 по болезни вошел в отставку, переехал в Петербург, где стал издавать «Свое слово» (1888-1898). К. явился основателем первых периодических философских изданий в России. Основные работы: «Сущность мирового процесса или философия бессознательного Э. фон Гартмана» (Вып. 1-2, 1873-1875); «Философия действительности. Изложение философской системы Дюринга с приложением критического обзора» (1878); «Философские этюды» (ч. 1-2, 1876-1880); Философия как наука» (1877); «Очерк из истории философии» (1887); «Религия графа Л.Н. Толстого, его учение о жизни и любви» (1895) и др. Своими непосредственными духовными учителями считал Лейбница, Р.Г. Лотце и Г. Тейхмюллера (преподавал философию в Дерптском университете (ныне Тарту). Разрабатывал концепцию панпсихизма (»монистического плюрализма»). Один из первых (наряду с Лопатиным) представителей персонализма в русской философии. Его непосредственными учениками были Е.Н. Бобров и С.А. Алексеев-Аскольдов (сын К.). Влияние К. признавали Бердяев, Шестов, Н.О. Лосский (продолживший персоналистскую традицию). К. выступил против гегелевской философии тождества бытия и мышления, считая, что бытие и мышление не представляет собой развивающихся одна из другой стадий. Дуализм должен быть заменен в философии последовательным монизмом. Поэтому одновременно как духовные явления могут рассматриваться в качестве продуктов или действий движущейся материи, так и наоборот — материальные явления могут быть поняты как продукты или действия духа. Отсюда его концепция панпсихизма — все сущее признается психическим и сознательным, даже если интенсивность этого сознания крайне мала. Фактически у К. речь идет о синтетической переинтерпретации идей Шопенгауэра и Бергсона о творящей прежде всего, а не познающей активности человеческого духа. Отсюда разделение реальной и являемой в познании действительности и тезис о том, что естествознание, по сути, никогда не соприкасается ни с чем реальным, которое пытается схватываться им в терминах грубого материализма. К. — сторонник концепции гносеологического символизма. Чувственный опыт не способен вывести нас на уровень подлинного бытия. Непосредственное знание невозможно, оно всегда символически опосредованно. Непосредственным может быть только сознание, предшествующее знанию (»сознание Бога» порождает «понятие о Боге», но не наоборот). Вещи материального мира, принимаемые за подлинную реальность, есть лишь символы тех субстанций, с которыми мы в действительности взаимодействуем (такими символами являются и пространство, и время, и движение). Это «идеальные иллюзии» как результаты бессознательной деятельности мышления и фантазии, рационализированные в понятия разума для соотношения и обобщения продуцируемого в познавательной активности. Подлинная действительность духовна. Следовательно, нет деятельности без деятеля, без его мыслительного и морально-ответственного усилия. Идеи сами по себе не существуют, они суть только акты мыслительной деятельности мыслящих существ. Понятие о бытии складва-ется из содержаний, получаемых в «первоначальном, простом и непосредственном сознании». Так как «первоначальное сознание» заключает в себе «непосредственно данное», оно абсолютно, тогда как всякое знание относительно, состоит из мыслимого нами. «Духовная действительность» субстанциональна и плюралистична. Существует множественность субстанциональных точек (монад) бытия, множественность «субстанциональных деятелей», не замкнутых самих на себя, но постоянно взаимодействующих. Так принцип панпсихизма срастается с принципом метафизического плюрализма. «Я» как духовные субстанции, взаимодействующие между собой, обладают неизменной индивидуальной природой, конституирующим личность изначальным непосредственным сознанием и свободой воли, т.е. возможностью действования сообразно природе, но независимо от конкретных обстоятельств места и времени, «внешних причин». В то же время неограниченность возможностей никогда не может быть полностью реализована — это основная антиномия любого общества. С точки зрения каждой отдельно взятой субстанции любые общественные (»надсубстанциальные») преобразования безрезультатны и бессмысленны, если не содержат в себе опоры на стремление личности к выполнению нравственного долга, ее моральное самоусовершенствование, расширяющее границы непосредственного сознания, увеличивая тем самым наши реальные связи с миром. Активность человека складывается из внутренних переживаний человеческого духа и из их перенесения в эмоционально-волевых актах за пределы субъективного мира с целью создания образов внешних вещей и процессов, т.е. создания определенного, «квалифицированного» бытия. В свою очередь, понять мир, отделить действительное от «видимого» можно лишь погружаясь в изучение собственного Я. Непосредственное сознание, однако, лишь частично (»фрагментарно») схватывает взаимодействие множественности субстанций. Мир же есть целое, субстанции составляют единую мировую систему. Обеспечивает реальную связь субстанций «Высочайшая Субстанция» — Бог. «Действительное сущее есть безвременно готовое целое». Все фазы (или ступени) того порядка, который мы мыслим как развитие, могут быть даны разом, он телеологически «пред-задается» в своих пределах. Онтология К. ликвидирует разделение на субъект и объект, отождествляет самосознание с познанием мира. Идеальная цель познания — постижение метафизической связи субстанций и адекватное ее «схватывание». Решить эту задачу могут прежде всего науки о духе, занимающиеся предметами, «открытыми нам в нашем сознании». Цель философии — «объединение индивидуальных влечений и деятельностей в одну общую волю и гармоническую деятельность целого общества, человечества и через него... целого мира».

Новая философская энциклопедия:

КОЗЛОВ Алексей Александрович [8(20) февраля 1831, Москва – 27 февраля (12 марта) 1901, Петербург] – русский философ, публицист. Окончив историко-филологический факультет Московского университета в 1854, преподавал словесность; в 1876–87 приват-доцент, затем профессор Киевского университета. В 1885–87 издавал первый русский философский журнал «Философский трехмесячник», а в 1888–98 – философский сборник «Свое слово». Основные труды: «Философские этюды» (ч. 1–2. К., 1876–80), «Философия как наука» (К., 1877), «Философия действительности. Изложение философской системы Дюринга с приложением критического обзора» (К., 1878). Автор теории «панпсихизма», положившей начало развитию в России персонализма [ПЕРСОНАЛИЗМ]. Согласно его концепции, идея «я», человеческой субъективности, или духовной субстанции, не зависящей от пространственно-временных измерений и причинной обусловленности, является основополагающим принципом онтологии, ибо бытие есть деятельность и содержание таких субстанций. В персонализме Козлова окружающая действительность оказывается проекцией вовне актов сознательной, эмоциональной и волевой активности человека, синтезом как данных, так и только возможных в представлении феноменов. Помимо «определенного бытия» как результата деятельности индивидуальных субстанций существует «нечто трансцендентное» как основа, непознаваемый Абсолют, соотносящийся с миром как бесконечное с конечным и являющийся первоосновой единства всех субстанций. Для человека эта связь непостижима, он может лишь стремиться понять ее с помощью наук о человеческом духе, которые, в отличие от естествознания, наиболее близки идеям свободы воли и сознания как определяющим свойствам субстанций. Выдвижение теории и неограниченной, и самопроизвольной творческой активности человеческого духа, направленного не на рациональное познание, а на сотворение мира, сближает «монистический плюрализм» Козлова с концепциями А.Шопенгауэра и А.Бергсона. В этике Козлов полагал необходимым разделять стремление к счастью, в основе своей метафизическое, и желание реализовать эту идею, вырождающееся в бесплодную борьбу за личное благо. Жизненным идеалом является не счастье, а выполнение нравственного долга, понимаемого как творческая активность.
Сочинения:
1. Религия гр. Л.Н.Толстого, его учение о жизни и любви. СПб., 1896.
Литература:
1. Лосский Н.О. Козлов и его панпсихизм. – «Вопросы философии и психологии», 1901, № 3;
2. Аскольдов С.А. А.А.Козлов. М., 1912;
3. Зеньковский В.В.История русской философии. Л., 1991, т. 2, ч. 1, с. 177–187.
Л.Р.Авдеева

Словарь русских фамилий:

• Отчество от нецерковного мужского личного имени Козел — многочисленные примеры с 1405 г. (Сл. Тупикова). Очень распространенная фамилия. По подсчетам Б.Унбегауна, в Петербурге 1910 г. она занимала 36-е место по частоте употребления. Выяснено, как возникала эта фамилия у бояр, когда дробились разросшиеся древние роды: в первой половине XV в. Григорий Козел, сын боярина Морозова, стал родоначальником Козловых, другие Козловы — из рода Беклемишевых: у Игнатия Козла (XVI в.) от первого и четвертого сына пошли Козловы, а второго и третьего — Беклемишевы (Р.В.Руммель и В.В.Голубцов). Позже фамилия Козлов возникала у крестьян от отчества из прозвища Козел.
• см. КОЗДЮК

Топонимический словарь:

см. Евпатория, Мичуринск

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Козлов
стар. название города Евпатории в Крыму, преобразовано по народн. этимологии из Gezleve, сближенного с козёл; см. Унбегаун, RЕS 16, 224; Савинов, РФВ 21, 39.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru