Определение слова «Иеффай»

Мифологическая энциклопедия:

(еврейск. jifth)
«(бог) откроет»), в ветхозаветном предании военачальник и один из судей Израиля. И. был сыном блудницы и Галаада; сыновья Галаада от законной жены изгнали его из дома, после чего он жил в земле Тов. Когда на жителей галаадских напали аммонитяне, старейшины пришли просить И. стать вождем. Они обещали ему, что он останется у них военачальником и судьей после победы над аммонитянами. И. согласился и дал обет Яхве, если он поможет победить аммонитян, вознести на всесожжение первого, кто выйдет из ворот его дома, когда он будет возвращаться с победой (Суд. 11, 30-31). И. одержал победу над аммонитянами и, следуя обету, должен был принести в жертву единственную дочь, ибо она первая вышла навстречу отцу с тимпанами. Дочь попросила отца только отпустить ее на два месяца, чтобы она с подругами могла оплакать в горах свою участь. Через два месяца она вернулась и была принесена в жертву (ср. принесение в жертву Ифигении Агамемноном). Затем вошло в обычай, что дочери израилевы ходили ежегодно на четыре дня оплакивать дочь И. (Суд. 11, 40). Существует предположение, что в первоначальной традиции И. приписывалась также победа над моавитским войском. Мифу об И. посвящен последний роман Л. Фейхтвангера «Иеффай и его дочь» (1957).Лит.: Richter W., Die berlieferung um Jephtah, «Biblica», 1966, v. 47, s. 485-656. B. И.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Один из известнейших судей израильских. Мать его была блудница из Галаада, в заиорданском колене Манассиином. Лишенный своими свободными братьями наследства, он удалился в пустыню в там сделался атаманом шайки грабителей. Но в его сердце не потухал патриотизм, и когда израильский народ, истомившись под разорительным игом аммонитян, обратился к нему с просьбою о помощи в борьбе с этими хищниками, он откликнулся на эту мольбу, стал во главе собравшегося ополчения и наголову разбил врага. С этой победой связывается рассказ о данной им перед походом клятве, жертвой которой сделалась его единственная дочь-невеста, которую он, во исполнение своей клятвы, должен был принести во всесожжение. Толкователи относятся к этому факту различно: одни понимают его буквально, в смысле человеческого жертвоприношения, другие полагают, что дочь И. осталась в девстве и посвящена была на служение скинии. И. был израильским судьей в течение шести лет и умер одиноким; в потомстве не осталось даже воспоминания о месте его погребения. История его жизни изложена в кн. Судей (гл. XI и XII).
А. Л.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru