Определение слова «Гиппиус»

Большая советская энциклопедия:

I
Гиппиус
Евгений Владимирович [р. 24.6(7.7).1903, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской обл.], советский музыковед и музыкальный этнограф, доктор искусствоведения (1958). Учился на Общественном факультете Петроградского университета. Окончил Ленинградский институт истории искусств (1924) и научно-композиторский факультет Ленинградской консерватории (1928) по классам композиции М. О. Штейнберга, дирижирования Н. А. Малько и истории музыки Б. В. Асафьева. Специализировался в области собирания и изучения народной музыки и поэзии. Участвовал в экспедициях по русскому Северу (Пинега, Мезень, Печора), Центральной России, Белорус. Полесью, Армении, Узбекистану. Изучал фольклор народов Сибири, угро-финских и тюркских народов, цыган, песни русского рабочего и международного революционного движения. Основатель (1927) и научный руководитель (до 1943) фонограмархива АН СССР, в 1939—41 заведующий кафедрой народной музыки Ленинградской консерватории, в 1944—49 профессор и заведующий кафедрой музыкального фольклора Московской консерватории. В 1946—52 старший научный сотрудник института этнографии, в 1959—63 — Московского института истории искусств.
Соч.: Крестьянская лирика, в кн.: Русский фольклор, Л., 1935; Песни Пинежья, кн. 2, М., 1937 (совм. с З. В. Эвальд); Интонационные элементы русской частушки, «Советский фольклор», 1936, № 4—5; «Эй, ухнем». «Дубинушка». История песен, М., 1962; «Красное знамя». Из истории песни трех русских революций, М., 1969 (совм. с П. Г. Ширяевой).
II
Гиппиус
Зинаида Николаевна [8(20).11.1869, Белев, ныне Тульской обл., — 9.9.1945, Париж], русская писательница. Жена Д. С. Мережковского (См. Мережковский). В 1888 опубликовала первые стихи. Характерная представительница декадентства в русской литературе, Г. сочетала в своих стихах проповедь чувственной любви, ницшеанские мотивы возвеличения личности с религиозным смирением. Автор романов «Чёртова кукла» (1911), «Роман-царевич» (1913), пьес «Маков цвет» (1908, совместно с Д. Мережковским и Д. Философовым) и «Зелёное кольцо» (1916), мемуаров «Живые лица» (1925). Как критик (псевдоним Антон Крайний) Г. выступила с защитой символизма («Литературный дневник», 1908). Октябрьскую революцию встретила крайне враждебно. В эмиграции (с 1920) выступала в статьях и стихах с резкими нападками на советский строй.
Соч.: Собр. стихов, кн. 1—2, М., 1904—10.
Лит.: История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографич. указатель, М. — Л., 1963.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru