Определение слова «Дельфы»

Большой энциклопедический словарь:

ДЕЛЬФЫ — древнегреческий город в юго-западной Фокиде (Ср. Греция) — общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона; в Дельфах происходили общегреческие пифийские игры.

Большая советская энциклопедия:

Дельфы
(греч. Delpho)
древнегреческий город у подножия горы Парнас в юго-западной Фокиде. Крупный религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона (см. Дельфийский оракул). В 7—6 вв. до н. э. Д. приобрели роль общегреческого святилища. С начала 6 в. до н. э. в Д. происходили общегреческие Пифийские игры, на время которых в Греции устанавливалось священное перемирие, в Д. стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами, новостями. В Д. скапливались многочисленные дары — посвящения Аполлону и огромные сокровища, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии (См. Амфиктиония), благодаря которым Д. стал крупным центром кредитно-ссудных операций. Роль Д. начала ослабевать с конца 5 в. до н. э. В 80-е гг. 1 в. до н. э. Д. были разграблены фракийскими и др. племенами. В конце 1 в. н. э. храм в Д. был восстановлен. Деятельность оракула несколько оживилась во 2 в. н. э. (последние известные обращения к оракулу относятся к 3 в.); официально храм был закрыт римским императором Феодосием I около 390. Раскопки Д. ведутся с 1892. Ныне Д. — небольшой населённый пункт.
Памятники Д. гармонично сочетаются с горным рельефом. На священном участке Аполлона: храм Аполлона Пифейского 6 в. до н. э., перестроен архитекторами Ксенодором и Агатоном в 4 в. до н. э.; сокровищницы 6 — начала 4 вв., в том числе известные своим скульптурным декором сокровищницы сифнийцев (около 525 до н. э.) и афинян (начало 5 в. до н. э.); стоя афинян 475 до н. э.; фундаменты лесхи книдян 2-й четверти 5 в. до н. э.; театр 2 в. до н. э. На священном участке Афины (так называемая Мармария): фундаменты старого (конец 7 в. до н. э.) и нового (конец 6 в. до н. э.) храмов Афины Пронайи, фолос начала 4 в. до н. э. (архитектор Феодор из Фокеи). Вне священных участков: стадион (6 в. до н. э.), гимнасий (6—5 вв. до н. э.), бассейн Кастальского источника (римского времени). Археологический музей. Илл. см. при ст. Греция Древняя.
Лит.: Глускина Л. М., Дельфы в период Первой священной войны, «Вестник древней истории», 1951, № 2; её же, Дельфы как экономический центр Древней Греции, «Уч. зап. Ленинградского педагогического института», 1956, т. 13, в. 2; её же, Из новой литературы о Дельфах, «Вестник древней истории», 1961, № 4; [La Coste-Messeliere P. de], Delphes, P., 1957.

Дельфы. Святилище Аполлона. План: 1 — храм Аполлона; 2 — театр; 3 — 12 — сокровищницы (3 — сикионцев, 4 — сифнийцев, 5 — фиванцев, 6 — потидейцев, 7 — афинян, 8 — т. н. эолийская, 9 — киренцев, 10 — аканфян, 11 — коринфян, 12 — книдян); 13 — пританей; 14 — 15 — святилище Диониса; 16 — булевтерий; 17 — святилище Посейдона; 18 — стоя афинян; 19 — лесха книдян.

Советская историческая энциклопедия:

(Delpoi) — др.-греч. город в Фокиде, религ. центр с храмом и оракулом бога Аполлона. В 7-6 вв. до н.э. Д. приобрели роль общегреч. святилища. С нач. 6 в. до н.э. после т.н. 1-й свящ. войны в Д. стали происходить 1 раз в 4 года Пифийские игры. На это время устанавливалось свящ. перемирие, в Д. стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами, новостями. Дельфийские жрецы, накапливая сведения о положении в различных гос-вах, использовали свою осведомленность при составлении ответов оракула. В Д. стекались многочисл. дары — посвящения Аполлону; там скапливались огромные сокровища, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии, к-рые сделали возможным превращение Д. в центр кредитно-ссудных операций. Обращения к оракулу по политич. и религ. вопросам позволяли Д. проводить определенную политику поддержки консервативных тенденций (напр., Спарты). Процедура обращения к оракулу и оформления ответов недостаточно выяснена. От имени бога ответы давала жрица Аполлона Пифия, простая женщина, изречения к-рой, очевидно, готовили или редактировали опытные жрецы. Рассказы антич. авторов о Пифии, сидящей на треножнике над расселиной и опьяняемой подымавшимися оттуда парами, подвергнуты сейчас сомнению, т.к. раскопки в Д. не только не подтвердили наличия трещины в почве, но показали геологич. невозможность там подземных испарений. Наряду с вопросами, требовавшими развернутого ответа, оракулу иногда предлагался выбор из 2 возможных решений (напр., идти ли в плаванье, вступить ли в брак). Пространные ответы давались в прозаич. и стихотворной форме (стихотворные, обычно неясные и двусмысленные, порождали различные толкования). Больше всего оракулов сохранилось у Геродота (100 из 615), приводятся они и у других греч. и рим. писателей. Достоверность мн. оракулов сомнительна, полагают, что они сочинены post factum. Безусловно достоверны оракулы, сохранившиеся в надписях. Влияние Д. начало ослабевать уже с кон. 5 в. до н.э. В период эллинизма Д. значит. роли не играли. В 80-е гг. 1 в. до н.э. Д. были разграблены фракийскими племенами. В кон. 1 в. н.э. храм в Д. был восстановлен. Последние известные нам обращения к оракулу относятся к 3 в. н.э.
=====
Источн.: Parke H. W. and Wormell D. E. W., The Delphic oracle, v. 2, Oxf., 1956 (первое полное собр. всех сохранившихся оракулов).
=====
Лит.: Глускина Л. М., Дельфы в период Первой священной войны, "ВДИ", 1951, No 2; ее же, Дельфы как экономич. центр Др. Греции, "Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та", 1956, т. 13, в. 2, с. 146-65; ее же, Из новой лит-ры о Дельфах, "ВДИ", 1961, No 4.
=====
Л. М. Глускина. Ленинград.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru