Определение слова «ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ»

Большой энциклопедический словарь:

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ — съезды высшего духовенства христианской церкви. На Вселенские соборы выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов (4 — 8 вв.). После разделения церквей (1054) римские папы возобновили (с 12 в.) съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.

Большая советская энциклопедия:

Вселенские соборы
Съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На В. с. обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признаёт лишь семь первых В. с., происходивших до разделения церквей (См. Разделение церквей) (начало которому было положено в 3-й четверти 9 в.) и созывавшихся римскими, затем византийскими императорами для усиления христианской церкви как господствующей. После разделения церквей папы римские возобновили съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая, однако, именовать их В. с. и соответственно присваивая им порядковые номера в продолжение первых семи.
Вселенские соборы (с указанием важнейших из ставившихся на них вопросов): 1) 1-й Никейский, 325 (осуждение арианства (См. Арианство), выработка «символа веры» (См. Символ веры), лёгшего в основу ортодоксального христианства); 2) 1-й Константинопольский, 381 (повторное осуждение арианства, подтверждение ортодоксального учения о троице (См. Троица)); 3) Эфесский, 431 (осуждение несторианства (См. Несторианство)); в 449 был созван новый Эфесский собор, на котором победили Монофиситы, но который следующим собором был объявлен «разбойничьим» и соответственно исключён из числа В. с.; таким образом, 4-м В. с. считается собор 451; 4) Халкидонский, 451 (осуждение монофиситства, отмена решений Эфесского собора 449); 5) 2-й Константинопольский, 553 (уступка монофиситам: осуждение 3 церковных писателей 5 в., последователей несторианства; до конца 6 в. римская церковь отказывалась принять решения этого собора); 6) 3-й Константинопольский, 680—81 (осуждение монофелитов (См. Монофелиты)); в 692 в Константинополе был созван Трулльский собор (заседания проходили в дворцовых покоях, именуемых Трулло), его решения дополняли каноны 5 и 6-го В. с., поэтому он рассматривается как дополнение к 5 и 6-му соборам (отсюда известен под названием «Пятошестого»); 7) 2-й Никейский, 787 (осуждение иконоборчества (См. Иконоборчество)); 8) 4-й Константинопольский, 869—70 (осуждение константинопольского патриарха Фотия (См. Фотий); собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами; оформившиеся впоследствии православие и католицизм оценивают собор различно: католицизм признаёт его 8-м вселенским, православие не признаёт); 9) 1-й Латеранский (Латеранские соборы проводились в Латеранском дворце — резиденции пап в Риме), 1123 (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру (См. Инвеститура)); 10) 2-й Латеранский, 1139 (осуждение Арнольда Брешианского (См. Арнольд Брешианский)); 11) 3-й Латеранский, 1179 (осуждение вальденсов (См. Вальденсы), катаров (См. Катары), установление порядка избрания пап); 12) 4-й Латеранский, 1215 (осуждение альбигойцев (См. Альбигойцы), вальденсов, санкционирование инквизиции (См. Инквизиция)); 13) 1-й Лионский, 1245 (отлучение Фридриха II Штауфена); 14) 2-й Лионский, 1274 (уния с православной церковью); 15) Вьеннский, 1311—12, созванный первым авиньонским папой Клементом V (упразднение ордена тамплиеров (См. Тамплиеры)); 16) Констанцский, 1414—18 (положил конец «великому расколу» (См. Великий раскол), казнь Я. Гуса, осуждение Дж. Уиклифа); 17) Базельский, 1431—49 (см. Базельский собор; иногда католической историографией 17-м В. с. считается Флорентийский собор, а первые 25 заседаний Базельского рассматриваются как его начало); 18) 5-й Латеранский, 1512—17 (церковная реформа); 19) Тридентский, 1545—63 (см. Тридентский собор); 20) 1-й Ватиканский, 1869—70 и 21) 2-й Ватиканский, 1962—65 (см. Ватиканские соборы).
Лит.: Шейнман М. М., Папство, М., 1959; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Jedin H., Kleine Konziliengeschichte, Freiburg in Breisgau — Basel — W., 1959
А. П. Каждан, Б. Я. Рамм.

Советская историческая энциклопедия:

Общецерк. съезды представителей высшего христ. духовенства для обсуждения и решения вопросов вероучения, культа, дисциплины и др. В отличие от поместных соборов, практиковавшихся уже со 2 в., В. с. начали собираться после признания христианства офиц. религией Рим. империи (4 в.) и являлись в то время формальными органами власти гос-ва над церковью. Первые В. с. созывались римскими, позднее визант. императорами для установления религ. догматов и борьбы с ересями. История В. с. изучалась исключительно церк. историками, интересовавшимися гл. обр. богословскими спорами, поэтому связь В. с. с обществ.-политич. борьбой остается в ряде случаев недостаточно выясненной. В. с. раннего средневековья (признаваемые вселенскими православными и католич. церквами) создали церк. догматику и право, отражавшие превращение церкви в феод. ин-т. Последующие соборы (начиная с 1-го Латеранского, 1123) представляли собой съезды только высш. католич. духовенства и признаются вселенскими только рим.-католич. церковью. Они созывались рим. папами, решения этих соборов считаются обязательными для всех верующих католиков после утверждения папами. В 12-13 вв. эти соборы — послушное орудие в руках папства; в 15 в. началось соборное движение, пытавшееся поставить В. с. выше папы.
=====
В. с.: 1-й Никейский, 325 (Гл. вопросы: арианство, символ веры); 1-й Константинопольский, 381 (Аполлинаризм, божественность св. духа): Эфесский, 431 (Несторианство); Халкидонский, 451 (Монофизиты); 2-й Константинопольский, 553 (Осуждение несторианских соч.); 3-й Константинопольский, 680 (Монофелиты); 2-й Никейский, 787 (Иконоборчество); 4-й Константинопольский, 869-870 (Ересь Фотия); 1-й Латеранский, 1123 (Вопрос об инвеституре); 2-й Латеранский, 1139 (Осуждение Арнольда Брешианского); 3-й Латеранский, 1179 (Порядок избрания папы римского); 4-й Латеранский, 1215 (Вальденсы и альбигойцы); 1-й Лионский, 1245 (Отлучение Фридриха II Гогенштауфена); 2-й Лионский, 1274 (Уния с православной церковью); Вьеннский, 1311-1312 (Тамплиеры); Констанцский, 1414-1418 (Великий раскол, казнь Я. Гуса, осуждение Уиклифа); Базельский, 1431-1443 (Флорентийская уния 1439); 5-й Латеранский, 1512-1517 (Церк. реформа); Тридентский, 1545-1563 (Борьба с протестантизмом, контрреформация); Ватиканский, 1869-1870 (Догмат о папской непогрешимости); 21-й В. с, или 2-й Ватиканский, — начал работу в окт. 1962 (первая его сессия закончилась 8 дек. 1962).
=====
Изд. постановлений В. с: Acta conciliorum oecumenicorum, ed. E. Schwartz, Stras.-В., 1914, neue Aufl., t. 1-3, В.-Lpz., 1933-36; Collectio maxima conciliorum generalium et provincialium, ed. J. Hardouin, t. 1-12, P., 1715-40; Acta et decreta sacrorum conciliorum recentiorum, Collectio Lacensis, publ. a M. Laach., t. 1-7, Freiburg, 1870-90; Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, ed. J. D. Mansi, t. 1-31, Pirenze — Venezia, 1759-98. нов. изд., t. 1-60, P., 1899-1927.
=====
Лит. см. при ст. Христианство, Католицизм, Папство.
=====
H. H. Розенталъ. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru