Определение слова «Вивес»

Большой энциклопедический словарь:

ВИВЕС (Vives) Хуан Луис (1492-1540) — испанский мыслитель эпохи Возрождения, гуманист и педагог. Выступал против схоластики в защиту опытного познания. Педагогические идеи Вивеса повлияли на Я. А. Коменского, а также на И. Лойолу.

Большая советская энциклопедия:

Вивес
(Vives)
Хуан Луис (6.3.1492, Валенсия, — 6.5.1540, Брюгге), испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Лувена и Оксфорда. Автор около 60 работ на латинском языке. Был в дружеских отношениях с Эразмом Роттердамским (См. Эразм Роттердамский) и Т. Мором. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, В. во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. В. проложил новые пути в психологии («О душе и жизни», 1538) и педагогике, считая главным вопрос не о том, что есть душа, а — каковы её проявления. Подробно рассмотрел вопрос об ассоциации идей и природе памяти. В. оказал влияние на Я. А. Коменского (См. Коменский), а также И. Лойолу (См. Лойола) и его теорию иезуитского воспитания. Дальнейшее развитие идеи В. получили в творчестве испанского философа-материалиста Х. Уарте.
Соч.: Obras completas, t. 1—2, Madrid, 1947—48.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 35—36; Ланге Ф. А., История материализма и критика его значения в настоящем, пер. с нем., т. 1, К. — Хар., [1899—1900]; Marann С., Luis Vives, Madrid, 1942; Urmeneta F. de, La doctrina psicolgica у pedaggica de Luis Vives, Barcelona, 1949.
Д. Претель.

Новая философская энциклопедия:

ВИВЕС Хуан Луис (Vives) (6 марта 1492, Валенсия – 6 мая 1540, Брухос) – испанский философ, просветитель, гуманист. Учился в Валенсии, продолжил образование в Париже и Лувене. С 1520 – профессор литературы университета в Лувене. Получил степень доктора прав в Оксфорде, где преподавал право и другие гуманитарные дисциплины. Автор более 60 работ на латинском языке. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Томасом Мором, с которым его связывала и личная дружба. Определяя философию как знание о божественных и человеческих делах, Вивес считал теологию лишь частью философии. В сочинениях «Против псевдодиалектиков» (Adversus pseudodialecticos, 1519), «О науках» (De disciplinis, 1531), «О спорах» (De disputatione, 1531) критиковал схоластику, во многом предварил опытный метод Ф.Бэкона. Отвергая теорию врожденных идей, основой знания считал ощущения, сущность же вещей познается разумом. В работе «О душе и жизни» (De anima et vita, 1538) считал главным вопрос не о том, что есть душа, но каковы ее проявления и действия, постигаемые посредством опытного наблюдения. Сформулировал принцип ассоциации идей, разрабатывал теорию аффектов. Учение Вивеса о форме и материи, о Боге как первопричине и основе мира изложено в его работе «Первая философия...» (De prima philosophia.., 1531). Автор работ по логике («Средства вероятного», De insrtumento probabilitatis), по проблемам морали. Оказал влияние на Я.А.Каменского, на педагогическую теорию И.Лойолы.
Сочинения:
1. Obras completas. Comentarios, notas, y ensayo biobibliogrfico por Lorenzo Riber. Madrid, 1947–48.
Литература:
1. Montegu B. Filosofia del humanisme de Juan Luis Vives. Madrid, 1961;
2. Pinera H. Luis Vives. El pensamiento espaol de los siglos XVI–XVII. N.–Y., 1970;
3. Calero Fr. Europa en el pensamiento de Luis Vives. Valencia, 1987;
4. Abellan J. La gran figura del Renacimiento filosfco. – Historia citica del pensamiento espaol. Madrid, 1992, t. 2.
M.A.Бургете

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru