Определение слова «вервь»

Толковый словарь Ефремовой:

вервь ж.
Община, члены которой были связаны круговой порукой (на Руси IX — XIII вв.).

Большой энциклопедический словарь:

ВЕРВЬ — название общины в Др. Руси и у южных славян.

Большая советская энциклопедия:

(от «вервь»верёвка, участок земли, отмеренный верёвкой)
древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Упоминается в Русской правде (См. Русская правда) (законодательном памятнике Киевской Руси) и в Полицком статуте (законодательном памятнике Полицы — небольшой области на далматинском побережье в Хорватии). Первоначально В. являлась организацией кровнородственного характера. Однако в дальнейшем под влиянием различных социально-экономических условий эволюция В. у русских и у юго-западных славян происходит неодинаково. Русская правда повествует о В. как о сельской общине, освобожденной от кровнородственных связей; в В. Полицкого статута тоже наблюдается ослабление кровнородственных связей, но всё же некоторые элементы их ещё сохраняются. Общественный строй, отражённый в Русской правде, более развит, чем полицкие общественные отношения, выраженные в Полицком статуте, хотя Русская правда в отдельных своих частях отражает общественные отношения 8—12 вв., а Полицкий статут — 15—17 вв.
В Русской правде В. абсолютно лишена каких-либо признаков родственного коллектива. Это сельская община, занимающая значительную территорию. Члены В. родственниками не называются. Русская правда называет их «людьми». Они связаны круговой порукой, обязаны разыскивать вора на своей территории — «гнать след», отвечать за убийство на их территории, если убийца не отыскан, а тело убитого оказалось на земле В. Вервь-община выполняла и другие функции, налагавшиеся на неё властями.
Хорватская В. ещё носит слабые черты кровнородственных связей. Полицкий статут не знает никакой реальной общественной организации, которую он называл бы В. Трудно установить, является ли в нём синонимом В. и село, или же В. составляет часть села. Оба предположения вероятны.
О В. имеется большая литература, но до сих пор этот вопрос не может считаться решенным окончательно.
Лит.: Тихомиров М. Н., Исследования о Русской Правде, М. — Л., 1941; Юшков С. В., Общественно-политический строй и право Киевского государства, М., 1949; Греков Б. Д., Полица, М., 1951; его же, Большая семья и вервь Русской правды и Полицкого статута, Избр. труды, т. 2, М., 1959 (библ. с. 564—75); Правда русская, т. 2, М .— Л., 1947, с. 261—274; Barada М., Starohrvatska seoska zajednica, [Zagreb, 1957].
Ю. В. Бромлей.

Толковый словарь Даля:

См. веревка

Советская историческая энциклопедия:

Общинная орг-ция в Др. Руси и у юж. славян. Термин "В." встречается в "Русской правде" и Полицком статуте. В Русской правде В. упоминается при определении наказания за убийство огнищанина и при обнаружении трупа на терр. В. (ст. 20 Краткой правды, ст. 3 Пространной правды), а также в связи с уплатой дикой виры, при обнаружении убийцы в В. или мертвеца, к-рого нельзя опознать, и др. (ст. 4, 5, 19, 70 Пространной правды). В. подразумевается в ст. 19 Краткой правды, предусматривающей случай, когда убийца огнищанина обнаружен и тем самым В. (названная в статье "люди") освобождается от уплаты виры. В Полицком статуте В. упоминается в статьях о разделе земли, о вервной земле, о мельницах (ст. 59, 62, 80). Термин "В." происходит от веревки, к-рой отмеривался участок земли, занимавшийся членами В.
=====
О характере В. в ист. лит-ре существуют различные мнения. Славянофил Ф. И. Леонтович, первым сличивший В. Рус. правды с В. Полинкого статута, рассматривал В. как специфич. Обществ. явление славян и первоначально считал В. большой семьей, семейной общиной (задруга юж. славян). Позже он в силу показания источников признал, что В. — не только семейная община, но и хоз. орг-ция, где семейные связи уже нарушены. Мнение Леонтовича о В. — большой семье — разделяли г. Ф. Блюменфельд, К. Н. Бестужев-Рюмин, А. Я. Ефименко, а также сов. ученый С. В. Юшков и др. Первым подверг этот взгляд серьезной критике М. P. Владимирский-Буданов. Основываясь на статьях Рус. правды, предусматривающих "гонение следа", он показал нелепость предположения, что можно "гонять след" по терр. семейной общины, занимающей один двор. Владимирский-Буданов считал, что В. — территориальная сельская община. К этому мнению присоединились В. Лешков, И. Д. Беляев, М. А. Дьяконов и А. E. Пресняков, к-рый считал, что В. Рус. правды — уже территориальный соседский, а не кровный союз. Эту точку зрения разделяют сов. историки М. Н. Тихомиров и Б. Д. Греков. Последнему также принадлежит исследование данных о В. в Полицком статуте, в результате к-рого он пришел к выводу, что упоминаемая в статуте В. — не большая семья, а терр. община, сохранившая остатки родовых отношений. В югосл историч. лит-ре имеется неск. взглядов на значение термина "В." в ср.-век. хорв. документах. В довоен. историографии одни ученые (И. Строхаль, И. Ружич) считали, что термин "В." означает "межу", "границу", другие (М. Радосавлевич) полагали, что это — обществ. орг-ция, находящаяся между задругой и племенем, третьи (В. Ягич, И. Мажуранич) понимали В. как "линию родства". Последняя точка зрения подробно обоснована совр. югосл. историком И. Божичем. В совр. югосл. историографии В. трактуется также как совокупность дальних родственников, не имеющих совместного х-ва, но еще сохраняющих нек-рые общие экономич. интересы (О. Мандич), и как наименование земли, возникшее во время ее периодич. переделов (М. Барада).
=====
Лит.: Леонтович Ф., Древнее хорвато-далматское законодательство, О., 1868; его же, О значении верви по Рус. правде и Полицкому статуту, сравнительно с задругою юго-зап. славян, "ЖМНП", 1867, апр.; Блюменфельд г. Ф., О формах землевладения в др. России, О., 1884; Владимирский-Буданов М. P., Задружная теория и др.-рус. землевладение, "Университетские изв.", 1884, No 11; Пресняков А. Е., Лекции по русской истории, т. 1 — Киевская Русь, М., 1938; Фрейденберг М. М., "Вервь" в средневековой Хорватии, Уч. зап. Великолукского гос. пед. ин-та, 1961, в. 15; Божиh И., "Врвь" у Поличном статуту, в кн.: Зборник филозофског факултета, кн. 4-1. Београд, 1957; Тихомиров М. Н., Исследов. о Рус. правде, М.-Л., 1941; Юшков С. В., Обществ.-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Греков Б. Д., Полица, М., 1951; его же, Большая семья и вервь Рус. правды и Поличного статута, Избр. труды, т. 2, M, 1959 (обзор лит-ры на с. 564-66); Правда русская, т. 2, М.-Л., 1947, с. 261-74; Статут пољички, уредио В. Jагич "Monumenta historico-juridica slavorum meridionalium", 1890, v. 4, p. 1; Ravich v. Pfauenthal, Matic A. T., Reetar M., Statut der Poljica, в сб.: Wissenschaftliche Mitteilungen aus Bosnien und der Herzegowina, Bd 12, W., 1912; Mandic O., Bratstvo u ranosrednjovjekovnoj Hrvatskoj, "Historijski zbornik", god. 5, Zagreb, 1952; Barada M., Starohrvatska seoska zajednica, (Zagreb, 1957).
=====
И. У. Будовниц,
=====
Ю. В. Бромлей. Москва.

Большой юридический словарь:

Древняя общинная организация на Руси и у хорватов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
вервь, -и

Этимологический словарь Макса Фасмера:

I
I. др.-русск. вьрвь "веревка", ст.-слав. връвь (Супр.), словен. vv, др.-чеш. vrv.
Родственно лит. virv; вин. п. virv "веревка". Подробно см. на верёвка. Сюда же верва "проволока", олонецк., которое Лесков (ЖСт., 1892, No 4, стр. 98) неверно объясняет как заимств. из финского.
II
II. только др.-русск. вервь (из *вьрвь?) "община"; см. Русск. Правда Яросл. (синод. список) 27 и сл.; Русск. Правда Влад. Мон. (синод. список); Срезн. I, 461. По мнению Миклошича (Mi. EW 386), заимств. из др.-сканд. hverfi "деревня" в местн. н. и сложениях типа skgaverfi "лесная деревня". Согласно Хольтхаузену (Awn. Wb. 135), др.-исл. hvrfi обозначало первонач. "круг, окружность, округа". В таком случае ожидалось бы *вербь, которое должно было подвергнуться народн. этимологии под влиянием вервь I "веревка". Ср. др.-исл. hvarf "исчезновение; кольцо, круг", норв. диал. kvarv также "окружность", связанные чередованием гласных с гот. hvarban "бродить"; см. Торп 116. Более приемлемо объяснение Карского (РП 93), который отождествляет др.-русск. слово с вервь I "веревка", исходя при этом из знач. "участок земли, отмеренный веревкой". Ср. аналогично кордон.

Грамматический словарь Зализняка:

Вервь, верви, верви, вервей, верви, вервям, вервь, верви, вервью, вервями, верви, вервях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(врвь, врьвь)
упоминается в "Русской Правде" в смысле судебно-административной единицы, члены которой в известных случаях связаны круговой порукой. Постановления Русской Правды о верви (ст. 3—6, 80 и 88 по Карамзинскому списку) немногочисленны и возбуждают много споров среди ученых. На В. возлагается в известных случаях обязанность платить виру (см. это слово). Если к В. приведет след или найдены будут остатки орудий воровской ловли, то В. обязана найти среди себя вора, в противном случае платить продажу (штраф в пользу князя, который взимался за все преступления, кроме убийства, отсечения руки или ноги или выбития глаза); но татьбы, т. е. вознаграждения потерпевшим, В. не платит. Если же след потеряется на большой дороге или вообще на месте безлюдном, то взыскание продажи с той В., где потерян след, не производится. На основании этих данных нельзя прийти к точному заключению по вопросу о том, представляет ли В. семейную или территориальную общину или же не более, как простой административный округ по уголовным делам. Первые исследователи Русской Правды (Эверс, Карамзин, также Погодин) выводят вервь из древнегерманского права, в особенности северного, норманнского. И. И. Срезневский, отвергая германское происхождение слова "вервь", сравнивает его со словом "союз", происходящим от уже-уз, что значит тоже веревка. Другие исследователи (Соловьев, Миллер) прямо производят слово "вервь" от веревки и на этом основании полагают, что "вервь" составляла округ, границы которого определялись измерением веревкой. Действительно, в наших памятниках имеются указания, свидетельствующие о том, что веревка (вервь) употреблялась у нас, как единица земельной меры [Мера древней В. неизвестна; не ранее XVI века является в Двинском уезде (1571) веревка: "а пашни, государь, в ней пять веревок, а в сошном обжа без трети", значит, целой обже равнялись 7 1/2 веревок. В 1597 г. разверстка податей "по волостному розмету по веревкам" запрещена, но в Олонецком уезде мера земли веревками существовала еще в 1675 году. Так как межевыми инструкциями 1761 и 1766 годов положено мерить на обжу 5 десятин, то веревка оказывается равной 2/3 десятины, или 1600 кв. саженям. Прз.]. Подобный способ измерения земли небезызвестен и в настоящее время (см. Вервить). Большинство исследователей склоняется к тому мнению, что В. была территориальной общиной. Лешков, считая В. тождественной с германской маркой, представил целый ряд предположений о вервном устройстве русских общин в докняжеский период. Одиноко стоит мнение Леонтовича, сравнивающего вервь русской правды с вервью Полицкого статута (Устав далматской общины Полицы, состоявшийся в 1400 г.), и доказывающего, что та и другая — не что иное, как задруга (см. это сл.). Приведем еще мнение Беляева и Иречека, по которому вервь была свободным товариществом, основанным на договоре.
А. Я.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru