Определение слова «Веневитинов»

Большая советская энциклопедия:

Веневитинов
Дмитрий Владимирович [14(26).9.1805, Москва, — 15(27).3.1827, Петербург, похоронен в Москве], русский поэт, критик. Родился в дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование. Сдал экзамены в Московский университете в 1824. Служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел, в 1826 переведён в Петербург. Необычайная одарённость В. проявилась очень рано. В. — представитель, так называемых, «любомудров» (См. Любомудры). В философском отношении взгляды В. близки натурфилософии Ф. Шеллинга. Политические симпатии В. на стороне буржуазно-демократических свобод, что определило его сочувственное отношение к движению декабристов.
Романтическая поэзия В. насыщена философскими мотивами. В ней отразились и вольнолюбивые идеи. Многие стихи посвящены высокому назначению поэзии и поэта, культу дружбы, которую В. возвышал до всеобъемлющей любви к людям-братьям. В. переводил произведения Э. Т. А. Гофмана, И. В. Гёте и др. Н. Г. Чернышевский писал о В.: «Проживи Веневитинов хотя десятью годами более — он на целые десятки лет двинул бы вперёд нашу литературу...» (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 926).
Соч.: Полн. собр. соч., под ред. и с примеч. Б. В. Смиренского. Вступ. ст. Д. Д. Благого, [М. — Л.], 1934; Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст., подготовка текста н примеч. Б. В. Неймана, Л., 1960.
Лит.: Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, т. 1, М., 1913; Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в., М. — Л., 1959; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
Б. В. Смиренскии

Д. В. Веневитинов.

Новая философская энциклопедия:

ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович [14(26) сентября 1805, Москва – 15 (27) марта 1827, Петербург, похоронен в Москве] – русский поэт, философ, критик. Потомственный дворянин. Получил разностороннее домашнее образование, с 14 лет читал и переводил античных авторов, увлекался Платоном. Занимался живописью и музыкой. В 1822–23 вольнослушатель Московского университета, где занимался историей, теорией словесности, математикой, естествознанием, анатомией. Особый интерес вызвала у него философия Шеллинга в изложении профессора М.Г.Павлова. В 1823–25 возглавлял Общество любомудров. В 1826–27 участвовал в издании «Московского вестника». В ноябре 1826 переехал в Петербург для службы в Иностранной коллегии. Умер от воспаления легких 22 лет.
Интерес Веневитинова сосредоточен на предмете философии, ее месте в системе других наук, что отражено в основном философском сочинении – письмах к княжне А.И.Трубецкой (1826). Решающее влияние на его взгляды оказали идеи «Системы трансцендентального идеализма» Шеллинга. Трактовал философию как «науку познания», или как «познание самого познания». Задачу философии видел в объяснении закономерностей реального процесса познания, где «знание есть согласие природы с умом», а природа – это «совокупность всех предметов». В философских построениях Веневитинова отсутствует понятие Бога – результат его религиозного скептицизма. Процесс познания и самопознания рассматривал в связи с историческим развитием общества, которое проходит (достижение синтеза через отрицание) три «степени»: дофилософское первобытное состояние, «Золотой век», время единения человека и природы, когда «все чувства были мысли». На второй ступени «человек раззнакомился с природою», в результате этого появились науки и «тогда родилась философия». На третьем этапе развитие философии приходит к своей вершине и растворяется во «всеведении», между человеком и природой устанавливается утраченная гармония, которая, по закону диалектики, вновь станет началом всего (Письмо к А.И.Кошелеву). Движущей силой и целью развития человека и человечества называл самопознание как приложение «нравственных усилий» каждого отдельного народа. Залог достижения утерянных самобытности и нравственной свободы России, прервавшей свой естественный ход, связывал с развитием философии вообще и культуры познания в частности (эти положения позже будут развиты Чаадаевым). В философии истории, этике и социальной утопии Веневитинова особое место занимало понятие народа, решающее в вопросе национальной идентификации общества, связующее в его схеме взаимоотношений между человеком и конкретным обществом. Стремление к пользе и благу народа, по мнению Веневитинова, должно быть целью и обязанностью каждого гражданина. Социально-политические взгляды Веневитинова сопоставимы с декабристскими. Для его социальной утопии, тяготевшей к предромантической этике декабристов, характерны идеи «общего блага», гражданской позиции, критика индивидуализма.
Сочинения:
1. Полн. собр. соч. М. – Л., 1934.
Литература:
1. Котляревский Н.А. Старинные портреты. СПб., 1907;
2. Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М., 1980.
Архивы:
1. ОР РГБ, ф. 48, 231;
2. ИРЛИ, ф. 415;
3. РГАЛИ, ф. 1043.
И.Ф.Худушина

Словарь русских фамилий:

Известная фамилия рано умершего талантливого поэта, современника Пушкина, станет понятной, если вспомнить город Венев, Тульской области. Веневитин — означало «житель Венева»(сейчас говорят «веневец»). Предки поэта происходили из Венева, но потом переселились ближе к Воронежу. (Ф)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru