Определение слова «Василий Калика»

Большая биографическая энциклопедия:

(Григорий) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский.
† 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.
Родился в семье священника Космодамиановской церкви г. Новгорода.
До возведения в архиерейский сан он совершил путешествие на Восток по святым местам и описал его в своей книге "О Рае, уцелевшем на земле".
29 августа 1331 года (по другим источникам — в 1329 году) хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа митрополитом Московским Феогностом.
Время его архипастырского служения совпало с тяжелыми для Новгорода обстоятельствами. Новгород, только что успевший оградить себя от тверских князей, начал страдать от Москвы.
Иван Данилович Калита сильно теснил новгородцев, и владыке Василию пришлось быть ходатаем перед ним за свободу своего родного города. Одновременно возникли волнения во Пскове, стремившемся освободиться от власти Новгорода и иметь у себя своего епископа. В самом Новгороде не прекращались несогласия и вражда между отдельными партиями.
Владыка Василий стремился умирить всех.
Святитель много заботился о благоустройстве своей епархии. Богатая казна Софийского собора по распоряжению епископа Василия щедро отпускала средства на дела благотворительности и на украшение города. В 1336 году он воздвиг Входоиерусалимскую церковь в новгородском Кремле, а в 1342 году — Благовещенскую в двух верстах от Новгорода, возобновил и украсил еще несколько храмов. На свои средства построил новый мост через р. Волхов вместо снесенного наводнением; вместе с несколькими именитыми новгородцами заложил новую каменную стену около города.
В 1340 году большой ущерб нанес Новгороду пожар. Святитель Василий взялся за восстановление пострадавших от пожара зданий и церквей. Он возобновил стены Софийского собора, покрыл его свинцовой крышей, устроил новый иконостас, из своей казны помогал возобновить погоревшие церкви и опять устроил Волховский мост. Сам преосвященный Василий занимался живописью и своим мастерством украшал храмы. Сохранилась написанная им икона благоверных князей Российских Бориса и Глеба.
Для воспитания своей паствы в духе почитания святыни им было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери "Умиление" с крестным ходом в Троицкую церковь Ямской слободы, где находилась эта икона. Крестный ход был установлен в память явленного иконой чуда: 8 июля 1337 года икона была видима в церкви поднявшейся на воздух и источающей слезы из очей.
Своей богоугодной жизнью, патриотической и благотворительной деятельностью святитель Василий заслужил великое почтение и любовь новгородцев. В отличие от других русских архиереев Константинопольский патриарх в 1341 году прислал ему крестчатые ризы и белый клобук.
Сама смерть святителя Василия свидетельствовала о его любви к пастве. В 1352 году во Пскове появилась страшная моровая язва, которую называли "черная смерть". Она в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них вместе с ними. Забыв все обиды, владыка прибыл немедленно, совершил богослужения в трех церквах, обошел город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел и на обратном пути 3 июля 1352 года скончался в обители Архангела Михаила на р. Шелони. Погребен под Корсунской папертью Софийского собора.
Труды:
Послание к Феодору, епископу Тверскому. О Рае, уцелевшем на земле. Степенная книга // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 21: Книга степенная царского родословия. — СПб., 1908, т. 1, с. 480; Собрание летописей, т. 6, с. 46—80; т. 7, с. 212—214.
Литература:
Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891, т. 1, с. 165—190. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902, с. 92.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 138, прим. 9. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. — М., 1862, с. 36, 94. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 11, июль, с. 29—34. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. — 3-е изд. — СПб., 1882, т. 1, с. 193—200.
Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 73.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843, т. 4, с. 206, 207, 253, 256; примеч., с. 360, 373.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 34.
Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 138.
Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. — СПб., 1890— 1897, т. 2, № 1161, с. 327. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, ср. 1406. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 93. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 157.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 4, с. 206, 247.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 39, 382, 410. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 1862, с. 47—48. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т., 2 т. доп. — М., 1903—1911,1908,1916; доп. т. 2,1916, с. 433 434, пр. 1, с. 484. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, с. 133. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 190.
Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1896, № 33, с. 1188—1189. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 7, — с. 49.
Православный собеседник. — Казань, 1867, март, с. 182.
Исторический вестник. — 1898, май, с. 465, 467.
Русская старина. — 1876, июнь, с. 280. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. т. 1, с. 454. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 212. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 4, с. 428.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 5-а, с. 582.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.

Большая советская энциклопедия:

Василий Калика
(г. рождения неизвестен — умер 1352)
новгородский архиепископ, фактически глава Новгородской феодальной республики (См. Новгородская феодальная республика) в 1331—52 (до этого — поп Григорий церкви Козьмы и Дамиана), церковно-политический деятель, философ-богослов. Выражая сепаратистские интересы новгородского боярства, добивался усиления независимости Новгорода от московского великого князя. В связи с обострением классовой борьбы в Новгороде В. К. был вынужден сохранять политическое единство с Москвой. В ходе политической борьбы В. К. добился от Московской церкви автономии. В период деятельности В. К., в связи с агрессией немецких, шведских и литовских феодалов, были значительно укреплены Новгород (построены каменные укрепления Кремля и посада) и северо-западные пограничные города. В Новгороде были построены городской мост, церкви, а также созданы Васильевские врата Софийского собора (ныне в г. Александрове), росписи в церквах. В. К. принадлежит философские сочинение — послание 1347 к тверскому епископу Федору Доброму, в котором он выступал против гуманистических и реформационных идей и защищал догматы официальной церкви.
Лит.: Сперанский М. Н., Из старинной новгородской литературы XIV в., Л., 1934: Рыбаков Б. А., Ремесло Древней Руси, 1948, с. 767—76; Клибанов А. И., К истории русской реформационной мысли, в сборнике: Вопросы истории религии и атеизма, т. 5, М., 1958.
Я. Н. Щапов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru