Определение слова «вальс»

Толковый словарь Ефремовой:

вальс м.
1. Бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар.
2. Музыка к такому танцу.
3. Музыкальное произведение в ритме такого танца.

Толковый словарь Ушакова:

ВАЛЬС, вальса, ·муж. (·франц. valse).
1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием.» Грибоедов.
2. Музыка для этого танца.
| Род музыкального произведения с трехдольным ритмом (муз.). Вальс Шопена.

Большая советская энциклопедия:

(франц. valse, нем. Walzer, от walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться)
парный танец, основанный на плавном кружении, сочетающемся с поступательным движением. Музыкальный размер 3/4.,3/8 , реже 6/8, темп умеренно быстрый. Происходит от народных крестьянских танцев Южной Германии, Австрии, Чехии. С последней четверти 18 в. В. проникает в города. Благодаря непринуждённости, простоте и изяществу движений, богатым выразительным возможностям музыки — страстно приподнятой, нежно лирической или блестящей, элегантной — В. в 19 в. стал самым популярным танцем среди всех слоев европейского общества, а также чрезвычайно распространённым музыкальным жанром. Особенно славился венский В. благодаря творческой деятельности И. Ланнера, И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына. Их вальсы объединялись в циклы миниатюр («Walzer-Kette»— «цепь вальсов»). Важный вклад в поэтизацию В. был сделан Ф. Шубертом. Со временем появляются В. в виде более крупных инструментальных произведений, чаще всего для фортепьяно или симфонического оркестра, приближающихся к романтическим поэмным жанрам (К. М. Вебер, Ф. Шопен, Ф. Лист). Симфонизация В. особенно характерна для русской музыки (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев). Продолжали создаваться и В. в виде лирических миниатюр и их циклов (Р. Шуман, И. Брамс, Э. Григ). Жанр В. может служить основой романса, оперной арии, части циклического произведения — сюиты, симфонии (Г. Берлиоз, П. И. Чайковский). Широко используется в балете, оперетте, музыке к драме, кинофильмам и т.п.
Е. М. Царёва.

Словарь литературных эпитетов:

Заманчивый (Гофман).
Зовущий (Гофман).
• Минорно-печальный (Бунин).
• Мятежный (Ростопчина).
• Призывный (Гофман).
• Певучий (Гофман).
Увлекательный (Маркевич).
• Упоительно-чудный (Гофман).
Упоительный (Гофман, Ростопчииа).
• Чудесный (Гофман).

Большой словарь иностранных слов:

Вальса, м. [фр. valse]. 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. Все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Грибоедов. 2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным ритмом (муз.). Вальс Шопена.

Этимологический словарь Крылова:

Восходит к немецкому Walzer, которое образовалось от глагола walzen, имеющего значение "катать", "вращать". Таким образом, в названии этого старинного танца отражено и главное его свойство – танцующие пары вращаются под музыку.

Толковый словарь Кузнецова:

ВАЛЬС -а; м. [франц. valse]
1. Парный бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар; музыка этого танца. Танцевать, исполнять в. Закружиться в вихре вальса. Свадебный в. Вальс-бостон.
2. Музыкальное произведение в размере и характере этого танца. Вальсы Шопена.
Вальсовый, -ая, -ое. В. ритм.

Малый академический словарь:

-а, м.
1.
Танец трехдольного размера, состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар, а также музыка к этому танцу.
Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой. Пушкин, Евгений Онегин.
Уля в каком-то мгновенном озарении увидела эту девушку кружащейся в вальсе. Фадеев, Молодая гвардия.
2.
Музыкальное произведение с трехдольным размером.
Вальс-фантазия Глинки.
[франц. valse]

Музыкальная энциклопедия:

(франц. valse, от нем. Walzer, от walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) — парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых муз. жанров, прочно утвердившийся в проф. музыке европ. стран. Муз. размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.
Назв. "В." появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение нар. крестьянского танца нек-рых областей Юж. Германии и Австрии (то же что лендлер, или "нем. танец").
С проникновением в город (прежде всего в Вену) танц. движения и музыка В. становятся более плавными, темп — более быстрым, определяется яркий акцент на 1-й доле такта, ритмич. формула

С нач. 19 в. В. — самый популярный во всех слоях европ. общества танец. Развитие В. особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского В. связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного "королём вальса". И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 В. ("Walzerkette" — "цепь вальсов") с интродукцией и кодой, обогатил В. со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно В. Наиболее известны его В.: "Прекрасный голубой Дунай", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса". Кроме венского В., были распространены разл. варианты франц. В., состоявшего из трёх частей разл. темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны В. франц. композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 в. появляется новый вид В. — В.-бостон, пришедший в Европу из Сев. Америки в 20-х гг. (наз. также англ. В., медленный В., см. Бостон).
Ранний В., мало отличавшийся от лендлера, или "немецкого танца", нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ф. Шуберт, импровизировавший свои В. во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая В. в лирич. миниатюру. Форма шубертовских В. — простая двухчастная или (реже) трёхчастная — типична для ранних В. Такие В. часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области В. были продолжены Р. Шуманом ("Бабочки" и "Карнавал" для фп.) и И. Брамсом (16 вальсов для фп. в 4 или 2 руки, ор. 39, "Вальсы любви" и "Новые вальсы любви" для вокального квартета, а также для фп. в 4 руки).
Тенденция к превращению В. в крупное конц. инстр. произведение, заметная уже в вальсах И. Н. Гуммеля ("Танцы для зала Аполлона" — "Tдnze fьr die Apollosale" для фп. — с трио, репризой и кодой, ор. 31, 1808), впервые находит полное выражение в "Приглашении к танцу" ("Aufforderung zum Tanz") К. M. Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе В. создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтич. идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах И. Штрауса-сына. Вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтич. музыки, сочетая в себе лирико-поэтич. выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.
В. проникает во многие виды инстр. и вок. музыки. В симфонии он иногда занимает место менуэта ("Фантастическая симфония" Берлиоза, 5-я симфония Чайковского). В опере, помимо массовых танцевальных сцен ("Фауст", "Евгений Онегин"), В. используется как основа сольных вок. эпизодов ("Ромео и Джульетта" Гуно, "Травиата" Верди, "Богема" Пуччини и др.). В. широко применяется в балетах (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын), позднее в музыке для кино.
Характерные черты В. — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 в. (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.
Жанр В. получил развитие во мн. нац. муз. школах (вальсы Э. Грига для фп., "Грустный вальс" — "Valse triste" Я. Сибелиуса и др.); особое значение он приобрёл в рус. музыке — от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фп., рус. бытовой романс) до классич. образцов поэтически обогащенного симф. и концертного В. (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).
В симф. творчестве П. И. Чайковского В. служит обобщённым поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах С. С. Прокофьева ("Пушкинские" В., опера "Война и мир", балет "Золушка" и др.).
В музыке 20 в. жанр В. иногда используется для воссоздания атмосферы прошлого — с оттенком идиллия, любования или же в юмористич., иронич., гротесковом преломлении (Г. Малер). К типу вальсов Штрауса возвращаются Р. Штраус (опера "Кавалер роз"), М. Равель (хореографии, поэма "Вальс", представляющая собой образец драматизации жанра). К пародийному использованию В. прибегают И. Ф. Стравинский ("Петрушка", "История солдата"), А. Берг ("Воццек"), Д. Д. Шостакович ("Катерина Измайлова"),
Литература: Друскин М., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI — XIX веков, Л.-М., 1948; Вie О., Der Tanz, В., 1906; Weig1 В., Die Geschichte des Walzers nebst einem Anhang ьber die moderne Operette, Langensalza, 1910; Mendelssohn J., Zur Entwicklung des Walzers, "StMw", Jg XIII, 1926; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Сarner M., The waltz, L., 1948; Nick Ed., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette, Hamb., (1954).
Е. M. Царёва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
вальс, -а

Толковый словарь Ожегова:

ВАЛЬС, а, м. Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в вальсе.
| прил. вальсовый, ая, ое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Из франц. valse, которое происходит от нем. Walzer, букв. "катающий"; ср. walzen "выкручивать ногами в танце, вальсировать"; см. Клюге-Гётце 670.

Грамматический словарь Зализняка:

Вальс, вальсы, вальса, вальсов, вальсу, вальсам, вальс, вальсы, вальсом, вальсами, вальсе, вальсах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru