Определение слова «транскрипция»

Толковый словарь Ушакова:

ТРАНСКРИ́ПЦИЯ, транскрипции, ·жен. (·лат. transcriptio — переписывание) (спец.).
1. только ед. Изображение (букв) другими письменными знаками или изображение (звуков речи, музыкальных звуков) средствами письма. Транскрипция греческих букв латинскими буквами. Точная транскрипция народной песни.
2. Система изображения (букв) другими письменными знаками или система изображения (звуков речи, музыкальных звуков) средствами письма, алфавит. В нашем словаре греческие и восточные слова помещены в латинской транскрипции. Международная фонетическая транскрипция (точная передача звуков речи при помощи условного алфавита; линг.). Нотная транскрипция.
3. Переложение музыкального произведения для другого инструмента или голоса (муз.). Транскрипция для флейты, для баса.

Большой энциклопедический словарь:

ТРАНСКРИПЦИЯ — в музыке — переложение произведения для другого инструмента или свободная, часто виртуозная переработка его для того же инструмента.
ТРАНСКРИПЦИЯ — в биологии — биосинтез молекул РНК на соответствующих участках ДНК; первый этап реализации генетической информации в клетке, в процессе которого последовательность нуклеотидов ДНК "переписывается" в нуклеотидную последовательность РНК. Возможна также обратная транскрипция (см. Ревертаза).

Биологический энциклопедический словарь:

(от лат. transcriptio, букв.— переписывание), биосинтез молекул РНК, на соотв. участках ДНК; первый этап реализации генетич. информации в живых клетках. Осуществляется ферментом ДНК зависимой РНК-полимеразой, к-рая у большинства изученных организмов представляет собой комплекс 4 и более неидентичных субъединиц, выполняющих разные роли в процессе Т. Фермент «узнаёт» знак начала Т.— промотор (участок ДНК), присоединяется к нему, расплетает двойную спираль ДНК и копирует, начиная с этого места, одну из её цепей, перемещаясь вдоль ДНК и последовательно присоединяя мономерные звенья (нуклеотиды) к образующейся РНК в соответствии с принципом комплементарности. По мере движения РНК-полимеразы растущая цепь РНК отходит от матрицы и двойная спираль ДНК позади фермента восстанавливается. Когда РНК-полимераза достигает конца копируемого участка (терминатора), РНК отделяется от матрицы. Число копий разных участков ДНК может меняться в ходе развития организма. Для высокоэффективной инициации (начала) часто требуется присоединение к промотору белков позитивного контроля (напр., белка-активатора катаболизма). Показано, что у прокариот в регуляции на этапе инициации могут участвовать белки-репрессоры, связывающие близкие к точке начала Т. участки — операторы. Нек-рые знаки конца Т. (терминаторы) узнаются самой РНК-полиме-разой, в узнавании др. участвует особый терминирующий белок «ро». В регуляции Т. на этапе терминации участвуют белки-антитерминаторы и компоненты аппарата белкового синтеза. У эукариот существуют самостоятельные РНК-полимеразы для синтеза рибосомальных, информац. и транспортных РНК. Единицы Т., называемые скриптонами или оперонами, у прокариот включают в себя, как правило, неск. функционально связанных генов, у эукариот они всегда или почти всегда моногенны. У опухолеродных вирусов возможен перенос информации с РНК на ДНК (обратная Т.) с помощью фермента обратной транскриптазы (ревертазы).
См. оперон.

Биология современная энцикопедия:

транскрипция
Биосинтез молекул рибонуклеиновых кислот (РНК) на соответствующих участках молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); первый этап в действии гена по реализации генетической информации.
Для синтеза РНК используется одна, т.н. смысловая цепь из двуцепочечной молекулы ДНК. Матричный синтез РНК (т.е. синтез с использованием матрицы, шаблона, в данном случае – ДНК) осуществляет фермент РНК-полимераза. Этот фермент «узнаёт» на ДНК стартовый участок (участок начала транскрипции), присоединяется к нему, расплетает двойную цепь ДНК и начинает синтез одноцепочечной РНК. К смысловой цепи ДНК подходят нуклеотиды, присоединяются к ней по принципу соответствия (комплементарности), а затем передвигающийся по ДНК фермент сшивает их в полинуклеотидную цепь РНК. Скорость роста цепи РНК у кишечной палочки составляет 40—45 нуклеотидов в секунду. Окончание транскрипции кодируется специальным участком ДНК. Подобно другим матричным процессам – репликации и трансляции, транскрипция включает три стадии – начало синтеза (инициация), наращивание цепи (элонгация) и окончание синтеза (терминация). После отделения от матрицы РНК поступает из клеточного ядра в цитоплазму. Информационная РНК (и-РНК), прежде чем присоединиться к рибосоме и в свою очередь стать матрицей для биосинтеза белка (трансляции), подвергается ряду преобразований. Таким образом происходит переписывание (лат. «транскрипцио» – переписывание) генетической информации, заключённой в последовательности нуклеотидов ДНК, в последовательность нуклеотидов и-РНК. Во всех организмах при транскрипции ДНК образуются РНК всех классов – информационные, рибосомальные и транспортные.
В 1970 г., когда был открыт фермент некоторых опухолеродных вирусов, осуществляющий синтез ДНК на матрице РНК, т.е. обратную транскрипцию, центральная догма молекулярной биологии потребовала уточнения.

Большой словарь иностранных слов:

Транскрипции, ж. [латин. transcriptio – переписывание] (спец.). 1. Изображение (букв) другими письменными знаками или изображение (звуков речи, музыкальных звуков) средствами письма. 2. Система изображения (букв) другими письменными знаками или система изображения (звуков речи, музыкальных звуков) средствами письма, алфавит. 3. Переложение музыкального произведения для другого инструмента или голоса (муз.).

Толковый словарь Кузнецова:

транскрипция
ТРАНСКРИПЦИЯ -и; ж. [лат. transcriptio — переписывание]
1. Лингв. Совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение; сама такая запись. Полевая т. Применение транскрипции при диалектологических записях. Передать произношение транскрипцией, в транскрипции.
2. Лингв. = Транслитерация. Т. греческих слов латинскими буквами.
3. Муз. Переложение музыкального произведения для других инструментов или голоса. // = Парафраза (2 зн.). Фортепьянная т. симфонии Чайковского.
Транскрипционный, -ая, -ое. Т-ые правила. Т-ые знаки. Т-ая система.

Малый академический словарь:

транскрипция
-и, ж.
1. лингв.
Точная передача звуков какого-л. языка или диалекта буквами, условными знаками в отличие от существующей на этом языке системы письма, а также определенная система таких знаков.
Фонетическая транскрипция. Применение транскрипции при диалектологических записях.
2. лингв.
То же, что транслитерация.
Транскрипция греческих слов латинскими буквами.
3. муз.
Переложение музыкального произведения для исполнения другим инструментом или голосом или его свободная виртуозная обработка.
||
То же, что парафраза (во 2 знач.).
Транскрипции Листа. Фортепьянная транскрипция симфоний Чайковского.
[От лат. transcriptio — переписывание]

Музыкальная энциклопедия:

(лат. transcriptio, букв. — переписывание) — переложение, переработка муз. произв., имеющие самостоят. художеств. значение. Различают два вида Т.: приспособление произв. для др. инструмента (напр., фп. Т. вокального, скрипичного, оркестрового соч. или вокальная, скрипичная, оркестровая Т. фп. соч.); изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для к-рого предназначено произв. в оригинале. К жанру Т. иногда ошибочно относят парафразы. Т. имеет длительную историю, восходя фактически к переложениям песен и танцев для разл. инструментов в 16-17 вв. Развитие собственно Т. началось в 18 в. (Т., гл. обр. для клавесина, произв. Я. А. Рейнкена, А. Вивальди, Г. Телемана, Б. Марчелло и др., принадлежащие И. С. Баху). В 1-й пол. 19 в. распространение получили фп. Т., отличавшиеся виртуозностью салонного типа (транскрипции Ф. Калькбреннера, А. Герца, З. Тальберга, Т. Дёлера, С. Хеллера, А. Л. Гензельта и др.); нередко они представляли собой обработки популярных оперных мелодий. Выдающуюся роль в раскрытии технич. и колористич. возможностей фп. сыграли многочисл. конц. транскрипции Ф. Листа (особенно песен Ф. Шуберта, каприсов Н. Паганини и фрагментов из опер В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди; всего ок. 500 переложений). Много произв. в этом жанре создали преемники и последователи Листа — К. Таузиг (токката и фуга d-moll Баха, "Военный марш" D-dur Шуберта), X. Г. фон Бюлов, К. Клиндворт, К. Сен-Санс, Ф. Бузони, Л. Годовский и др. Бузони и Годовский — крупнейшие мастера фп. Т. послелистовского периода; первый из них прославился Т. произв. Баха (токкаты, хоральные прелюдии и др.), Моцарта и Листа ("Испанская рапсодия", этюды по каприсам Паганини), второй — обработками клавесинных пьес 17-18 вв., этюдов Шопена и вальсов Штрауса. Лист (а также его последователи) показал принципиально иной, чем его предшественники, подход к жанру Т. С одной стороны, он порвал с манерой салонных пианистов 1-й пол. 19 в. заполнять Т. бессодержательными пассажами, не имеющими отношения к музыке произв. и предназначенными продемонстрировать виртуозные достоинства исполнителя; с другой — он отошёл и от чрезмерно буквального воспроизведения текста подлинника, считая возможным и необходимым компенсировать неизбежную при переложении утрату нек-рых сторон художественного целого др. средствами, предоставляемыми новым инструментом. В транскрипциях Листа, Бузони, Годовского пианистич. изложение, как правило, находится в соответствии с духом и содержанием музыки; вместе с тем в изложении допускаются разл. изменения деталей мелодии и гармонии, ритма и формы, регистровки и голосоведения и т. п., вызываемые спецификой нового инструмента (яркое представление об этом даёт сравнение Т. одного и того же каприса Паганини — E-dur No 9, сделанных Шуманом и Листом). Выдающимся мастером скрипичной Т. был Ф. Крейслер (обработки пьес В. А. Моцарта, Шуберта, Шумана и др.). Более редкая форма Т. — оркестровая (напр., "Картинки с выставки" Мусоргского — Равеля). Значит. развитие получил жанр Т., гл. обр. фортепьянной, в рус. (А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов) и сов. музыке (А. Д. Каменский, И. И. Михновский, С. Е. Фейнберг, Д. Б. Кабалевский, Г. Р. Гинзбург, Н. Е. Перельман, Т. П. Николаева и др.).
Лучшие образцы Т. ("Лесной царь" Шуберта — Листа, "Чакона" Баха — Бузони и др.) имеют непреходящую художеств. ценность; однако обилие низкосортных Т., созданных разл. виртуозами, дискредитировало этот жанр и привело к исчезновению его из репертуара мн. исполнителей.
Литература: Школа фортепианной транскрипции, сост. Коган Г. М., вып. 1-6, М., 1970-78; Busoni F., Entwurf einer neuen Дsthetik der Tonkunst, Triest, 1907, Wiesbaden, 1954 (рус. пер. — Бузони Ф., Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912); Antcliffe H., The use and abuse of transcription and modernisations, "Bulletin de la Sociйtй Union Musicologique", Bd 4, 1924; Estreicher Z., Une technique de transcription de la musique exotique, в изд.: Bibliothek et Musйes de la ville de Neuchвtel, 1956, Neuchвtel, 1957; Stockmann D., Das Problem der Transcription in der musikethnologischen Forschung, "Deutsches Jahrbuch fьr Volkskunde", Bd 12, 1966.
Г. М. Коган.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
транскрипция, -и

Толковый словарь Ожегова:

ТРАНСКРИПЦИЯ, и, ж. В языкознании: совокупность специальных знаков, при помощи к-рых передаётся произношение, а также соответствующая запись. Международная фонетическая т.
| прил. транскрипционный, ая, ое.

Грамматический словарь Зализняка:

Транскрипция, транскрипции, транскрипции, транскрипций, транскрипции, транскрипциям, транскрипцию, транскрипции, транскрипцией, транскрипциею, транскрипциями, транскрипции, транскрипциях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru