Определение слова «СУХРАВАРДИ»

Советская историческая энциклопедия:

Хусейн Шахид (1893 — 5.XII.1963) — пакистанский политич. деятель. Род. в г. Миднапур (Бенгалия) в аристократич. мусульм. семье. Получил юридич. образование в Англии. Был активным участником Халифатского движения, затем многие годы секретарем провинциальной орг-ции Мусульманской лиги в Бенгалии. В 1937-47 занимал различные министерские посты в провинц. пр-ве Бенгалии. В марте 1950 вышел из Мусульм. лиги и возглавил оппозиционную Народную мусульм. лигу, впоследствии — Народную лигу (Авами лиг). Опытный политик и оратор, С. пользовался большой личной популярностью, особенно в Вост. Пакистане. В сент. 1956 — окт. 1957 — премьер-мин. Пакистана. После гос. переворота 1958 С. был обвинен в злоупотреблении властью и ему было запрещено заниматься политической деятельностью. После отмены воен. режима С. в 1962-63 явился одним из инициаторов создания оппозиционных пр-ву М. Айюб-хана группировок. С. был тесно связан с бенгальскими бурж.-помещичьими кругами.
=====
С. Ф. Левин. Москва.

Новая философская энциклопедия:

СУХРАВАРД Шихб ад-Дн Йахй, ас- (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран – 1191, Алеппо) – арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма [ИШРАКИЗМ]. К имени ас-Сухравард добавляют «ал-мактл» (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы – «шайх ал-ишрк» (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Дна ал-Джл, затем после переезда в Исфаган – у Фахр ад-Дна ал-Мридн. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухравард через Захра ал-Фрис познакомился с сочинением «ал-Бас’ир» («Прозрения») своего младшего современника Умара Ибн Сахлна ас-Савадж, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухравард можно назвать «Логику восточных» Ибн Сны, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения «Восточная философия», в котором, возможно, Ибн Сной были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сн служит безусловным авторитетом для ас-Сухравард, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего.
Основным философским сочинением ас-Сухравард, содержащим изложение собственно философии озарения, является «Хикмат ал-ишрк» («Мудрость озарения»). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также «ат-Тал-вхт» («Намеки»), «ал-Муквамт» («Оборения»), «ал-Машри ва-л-мутрахт» («Истоки и вызовы»), в которых ас-Сухравард по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. «Хайкил ан-нр» («Храмы света») и «ал-Алвх ал-имдиййа» («Имадовы скрижали») написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе «ал-Гурба ал-гарбиййа» («В западне Запада»), «Рислат ат-тайр» («Трактат о птицах»), «Лугат-и мрн» («Язык муравьев») и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухравард преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи.
Ас-Сухравард оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей – аш-Шахразр, Кутб ад-Дн аш-Шрз, Садр ад-Дн аш-Шрз.
 
Сочинения:
 
1. Sohravardi Sh.Y. Oeuvres philosophiques et mystiques, ed. H.Corbin, v. l–3. Teheran, 1993;
2. Sohravardi. Partaw namach (The book of Radiance), ed. H.Ziai. Costa Mesa, 1998;
3. Idem. The Philosophy of Illumination (Hikmat al-ishraq), ed. and transl. J.Walbridge and H.Ziai. Brigham-Provo, 1999;
4. в рус. пер.: Му’нис аль-ушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В.А.Дроздовой.– «Восток», 1993, № 2, с. 131–50;
5. Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я.Эшотса.– «Волшебная гора», VII, 1998, с. 160–80;
6.  Ак ид ал-фалсифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азерб. пер. Баку, 1986.
 
Литература:
 
1. Fakhry M. Al-Suhrawardi’s critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashsha’un).– Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P.Morewidge. N. Y., 1982, pp. 279–284. См. также лит. к ст. Ишракизм [ИШРАКИЗМ].
А.В.Смирнов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru