Определение слова «Смоленский С. В.»

Музыкальная энциклопедия:

Степан Васильевич (8 (20) X 1848, Казань — 20 VII (2 VIII) 1909, Васильсурск) — рус. музыковед, палеограф, хор. дирижёр и педагог. Окончил юридич. и филологич. ф-ты Казанского ун-та, получил домашнее муз. образование (играл на фп. и скрипке). С нач. 1870-х гг. руководил студенч. хором, преподавал пение, а также изучал крюковые нотные рукописи. К сер. 80-х выпустил первые труды. Сблизился с Д. В. Разумовским, после смерти к-рого был приглашён С. И. Танеевым в Моск. консерваторию. В 1889-1901 вёл здесь курс истории рус. церк. пения и одноврем. возглавлял Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения. В 1901-03 управляющий Придв. певч. капеллой в Петербурге. В результате конфликта с духовенством вышел в отставку; занимался науч. деятельностью (как чл. Об-ва любителей древней письменности выступал с докладами, статьями, лекциями; в 1906 прочёл курс в Петерб. ун-те), организовал частные регентские курсы.

С. — один из виднейших представителей рус. муз. медиевистики. Впервые опубликовал мн. ценные памятники рус. муз. культуры, в т. ч. "Азбуку знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца" (изд. 1888). В 1910 была издана отредактированная С. и с его предисл. ""Мусикийская грамматика" Николая Дилецкого". В работах С. утверждается мысль о близости др.-рус. культовой и нар. музыки. Большое внимание уделял исследованию ритмики и структуры духовных и светских стихов. Несмотря на субъективное истолкование нек-рых историч. фактов и реставраторские тенденции, работы С. представляют значит. науч. ценность по обилию и новизне материала. Близкий друг и сотрудник Танеева, разделял с ним мысль о плодотворности обращения рус композиторов к др.-рус мелосу. По инициативе С. создан и впервые исполнен руководимыми им хор коллективами ряд соч. С. В Рахманинова, А. Т. Гречанинова, А. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского, С. Н. Василенко. Рахманинов посв. памяти С. "Всенощное бдение" ор. 37.
Огромны заслуги С. в развитии Моск. синодального уч-ща церк. пения, занявшего с кон. 19 в. ведущее место в системе рус. хор. образования. Предпринятая С. перестройка работы уч-ща была направлена на углубление общего муз. образования учащихся, привлечение к преподаванию крупных музыкантов, расширение конц. деятельности (циклы историч. концертов и др.; обширный репертуар от Палестрины до Р. Шумана; исполнение новых соч. рус. композиторов). Благодаря усилиям С. в уч-ще была собрана уникальная коллекция певч. рукописей (ныне хранится в Отделе рукописей Гос. историч. музея). Светский и просветит. характер деятельности С. в уч. заведениях Москвы и Петербурга вызывал нарекания церк. властей. С высоко ценили П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др.
Сочинения: Заметки об обучении пению в учительских семинариях и народных школах, "Семья и школа", 1881, т. 2; Курс хорового церковного пения, (кн. 1-4), Казань, 1885, СПБ, 1911; Краткое описание древнего (XII-XIII вв.) знаменного Ирмолога..., Казань, 1887; Общий очерк исторического и музыкального значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и "Азбуки певчей" Александра Мезенца, Казань, 1887; Обзор исторических концертов Синодального уч-ща церковного пения в 1895 г., M., 1895; Памяти Анатолия Александровича Эрарского, "РМГ", 1897, No 12; О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском синодальном училище церковного пения, там же, 1899, No 3-14; 80 и 60 лет назад, там же, 1900, No 15-17; О древнерусских певческих нотациях. Историко-палеографический очерк, СПБ, 1901; Памяти Д. С. Бортнянского, "РМГ", 1901, No 39-40; О "Литургии" ор. 41 соч. Чайковского, там же, 1903, No 42-43; О теноре Иванове, сопутствовавшем Глинке в Италию, там же, 1903, No 47; О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии, СПБ, 1904; Памяти В H Пасхачова, "РМГ", 1905, No 9-10; О колокольном звоне в России, там же, 1907, No 9-10; О первом всероссийском в Москве регентском съезде, "Хоровое и регентское дело", 1909, No 1; О регентском училище в г. С.-Петербурге, там же, 1909, No 2, 4; О русской церковно-певческой литературе с половины XVI в до начала влияния приезжих итальянцев, там же, 1910, No 1, 3, 5, 6; Значение XVII века и его "кантов" и "псалмов" в области современного церковного пения так наз. "простого напева", в кн. Музыкальная старина, изд H. Финдейзена, вып. 5, СПБ, 1911.
Литература: Памяти С. В. Смоленского, (сб.), (СПБ, 1910); Pиндейзен Н., С. В. Смоленский. Биографический очерк, в кн. Музыкальная старина, вып. 5, СПБ, 1911; Указатель литературно-музыкальных трудов С. В. Смоленского, там же; Московская консерватория, 1866-1966, M., 1966, с. 155, 206; Корабельникова Л., С. Смоленский — энтузиаст русской хоровой культуры, "СМ", 1959, No 12; Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, M., 1953, с. 26-30, под назв. Замечательные русские хоры и их дирижеры, M., 1963, с 34-38; Зацепина Т., О народности русского хорового искусства и просветительской деятельности хоровых коллективов в конце XIX и начале XX века, в сб. Вопросы русской и советской хоровой культуры, M., 1975 (Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 23).
Л. З. Корабельникова.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru