Определение слова «Смирнов Д. А.»

Музыкальная энциклопедия:

Дмитрий Алексеевич (7(19) XI 1882, Москва — 27 IV 1944, Рига) — рус. певец (лирич. тенор). В 1900 окончил Моск. высшее технич. уч-ще, одноврем. с учёбой пел в церк. хоре. Пению обучался у К. И. Кржижановского, затем у А. М. Додонова (в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва), с 1902 — у Э. К. Павловской. В 1903 дебютировал в т-ре "Эрмитаж" (партия Джиджи в опере "Каморра" Эспозито), в 1904 был принят в труппу Большого т-ра, в последующие 2 года (прервав работу в т-ре) совершенствовался в Париже и Милане. С 1906 снова солист Большого т-ра, с 1910 пел также в Мариинском т-ре в Петербурге. В этот же период начал гастролировать за рубежом; долгое время был постоянным партнёром Ф. И. Шаляпина. С огромным успехом выступал в Париже в "Русских сезонах" (Самозванец, Владимир Игоревич), в Монте-Карло (Князь), Милане, Брюсселе (Альмавива в опере "Севильский цирюльник"), Буэнос-Айресе, Монтевидео, в 1910 в Нью-Йорке в т-ре "Метрополитен-опера", в 1912 — снова в Париже в "Гранд-Опера", затем в Берлине, Риме, Мадриде и др., в 1914 пел в т-ре "Друри-Лейн" в Лондоне. С 1920 постоянно жил за границей, гастролируя в Европе и Америке. В 1926 и в сезоне 1928/29 выступал в СССР. В 1935-37 жил в Лондоне, давал концерты. Позже посвятил себя педагогич. деятельности, преподавал пение в Афинской консерватории, затем в Риге.
С. — один из крупнейших певцов 20 в., выдающийся мастер бельканто. Обладал виртуозной вок. техникой, "бесконечным" дыханием, лёгкостью подачи звука во всех регистрах (исключит. подвижностью голоса в верхнем регистре), славился совершенной филировкой самых высоких нот, редким умением владеть кантиленой. Иностр. пресса сравнивала исполнение С. с пением Э. Карузо. Наиболее близкими певцу были партии лирич. плана, такие, как Герцог, Ленский, Вертер; Де Грие ("Манон" Массне), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст; Рудольф ("Богема"), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе). Пел также партии драм. тенора (Самозванец, Герман, Хозе, Канио), добиваясь впечатляющих результатов благодаря мастерству вок.-сценич. перевоплощения (придавал своему голосу мужественную, "тёмную" окраску). Конц. репертуар С. состоял в основном из произв., в к-рых певец мог продемонстрировать своё виртуозное вок. мастерство.
Литература: Шилов A., Дмитрий Смирнов, "СМ", 1960, No 10; Шумаков Ю., Великий русский вокалист, "Волга", 1967, No 1, с. 185-91; Лемешев С., Путь к искусству, М., 1968, с. 143-48, 1974, с. 166-72; Квалиашвили М., По трудному пути. Воспоминания, Тб., 1969, с. 35-38.
В. В. Тимохин.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru