Определение слова «смычок»

Толковый словарь Ефремовой:

смычок
I м.
Слегка изогнутая деревянная палочка с натянутым вдоль нее пучком конских волос, прикосновением которой извлекают звуки из струн некоторых музыкальных инструментов.
II м.
Пара однопородных, разного пола гончих собак, подобранных по внешнему виду.
III м. устар.
Приспособление для трепания шерсти в виде небольшого лучка с натянутой тетивой.

Толковый словарь Ушакова:

СМЫЧО́К, смычка, ·муж.
1. Деревянная палочка с натянутым на ней вдоль пучком конских волос, прикосновением которых к струнам некоторых муз. инструментов извлекаются звуки (муз.). Скрипичный смычок. Водить смычком по струнам.
2. У шерстобитов — инструмент для трепания шерсти, небольшой лучок с натянутой тетивой.
II. СМЫЧО́К, смычка, ·муж. (охот.).
1. Веревка, которою привязаны одна к другой попарно гончие собаки при отправлении на охоту. Спустить гончих со смычка. Взять гончих на смычок.
2. перен. Пара (гончих) собак. Смычок гончих.

Большой энциклопедический словарь:

СМЫЧОК — деревянная трость (древко) с натянутым пучком конских волос; служит для извлечения звука на некоторых струнных музыкальных инструментах.

Этимологический словарь Крылова:

Это общеславянское слово, имеющее значение "цепочка, соединяющая ошейники двух гончих", образовано от смыкъ, имевшего то же значение, а восходит оно к той же основе, что и пресмыкаться.

Толковый словарь Кузнецова:

1. СМЫЧОК, -чка; м. Деревянная трость с натянутым вдоль неё пучком конских волос, которой водят по струнам для извлечения звуков. Скрипичный с. Порвать с. Дотронуться с. до струн.
Смычковый, -ая, -ое. С-ые инструменты. С. квартет.
2. СМЫЧОК, -чка; м. Охотн. Верёвка, которой связывают попарно гончих собак. Собаки на смычке.

Малый академический словарь:

смычок
1)
-чка, м.
1.
Деревянная трость с натянутым вдоль нее пучком конских волос, прикосновением которой к струнам смычковых музыкальных инструментов извлекают звуки.
[Старик] взял скрипку и дотронулся смычком до струн. Началась музыка. Достоевский, Неточка Незванова.
2.
Инструмент шерстобитов для трепания шерсти.
Солнце сделало шерсть чистой, легкой и сухой. Ее очистили струной, натянутой на кривой смычок. Павленко, Два короля.
2)
-чка, м. охот.
1.
Веревка, которой связывают попарно гончих собак.
Стая гончих, на смычках, с ревом понеслась под гору за зайцем. Л. Толстой, Война и мир.
2.
Пара гончих собак.
— У меня, сударь, --- было двенадцать смычков гончих. Тургенев, Петр Петрович Каратаев.

Музыкальная энциклопедия:

Приспособление для извлечения звука на струн. смычковых инструментах. Осн. части С. — слегка изогнутая трость, сделанная из эластичного дерева, и натянутые на ней конские волосы (перед игрой волосы натирают канифолью). Проведение С. по струне вызывает её колебание. Впервые стал применяться в вост. инструментарии; в простейшем виде (без механич. регулировки натяжения) сохранился у ряда народов Сов. Союза, а также разл. народов вост. и юго-вост. Азии и Африки. Наиболее совершенный тип такого С. используется при игре на кеманче и гиджаке. Во время игры пальцами правой руки исполнитель регулирует степень натяжения пучка волос, а также производит его лентообразное распластывание. При помощи С. на всех вост. инструментах исполняется только мелодия, применяются лишь плавные штрихи. В Европе С. появился ок. 8 в. Долго существовали разл. рода лунообразные С.; один и тот же тип С. применялся при игре на фиделях, ребеках, а также лирах и разл. виолах. Для звукоизвлечения использовалась верх. часть лукообразного смычка (? его длины). Уже в 12 в. возникли разл. приспособления для изменения степени натяжения волоса, в т. ч. палочка или кусок дерева, помещавшийся между тростью и волосом для его оттяжки. Колодка простейшего типа вырезалась вместе с тростью из одного куска дерева. С течением времени у европ. С. форма трости преобразовывалась (из лунообразной превратилась в почти прямую). С 14 в. возникли разные типы оформления конца С.; сначала его делали в виде пуговицы, к к-рой прикреплялся волос, иногда конец был изогнутым, позднее он приобрёл форму "утиного носа". С развитием инстр. музыки и техники игры на смычковых инструментах в 16 в. продолжала совершенствоваться и конструкция С. Для удобства игры использовались разные способы прикрепления С. к кисти руки (разл. виды перевязей). Лишь в сер. 17 в. колодка стала отдельной от трости деталью смычка, был создан механизм для изменения натяжения волоса — т. н. кремальер (расположенная сверху трости зубчатая пластинка, на зубцы к-рой с помощью петли нацеплялась колодка); кремальер вскоре был заменён винтом, регулирующим степень натяжения волоса. Во 2-й пол. 17 в., по-видимому, по инициативе А. Корелли, в связи с развитием техники штрихов появился С. с параллельным расположением волоса и трости. Потребность в применении лёгких, прыгающих штрихов вызвала появление С. с более гибкой тростью. Эту реформу осуществил в 1730 Дж. Тартини. Длина скрипич. С. была увеличена, трость стала прямой с канелировкой (продолговатые продольные углубления) для удобства держания С. В дальнейшем канелировка была заменена обвивкой (нитяная, посеребрённая нить, серебряная проволока, китовый ус). Дальнейшее совершенствование С. было произведено во 2-й пол. 18 в. скрипачом В. Крамером; в его конструкции трость прямая, головка расположена под прямым углом к трости, колодка, по форме напоминающая головку, обычно делалась из кости, пучок волоса был очень узким. С этого времени произошла дифференциация С. у отд. представителей семейства смычковых инструментов. В последней трети 18 в. выдающийся франц. мастер Ф. Турт Младший создал тот совершенный тип С., к-рый сохранился в работах всех последующих мастеров; такой С. применяется и в совр. муз. практике. В С. конструкции Турта волос распластывался в виде ленты спец. пластинкой, задвигающейся в колодочку; им был введён и металлич. винт, в качестве наиболее пригодного материала для трости была использована древесина фернамбука, трость приобрела вогнутые очертания, впервые были определены длина и вес скрипичного, альтового, виолончельного и контрабасового С. и определён центр их тяжести, окончательно установлена форма головки (т. н. эсика). При реконструкции С. Турту оказывал помощь своими советами Г. Пуньяни (по др. данным, Дж. Б. Виотти). Позднее доминирующее положение в изготовлении С. в течение всего 19 в. занимали франц. мастера, в т. ч. Ф. Люпо и Д. Пеккат. Широко известны С., изготавливавшиеся Ж. В. Вильомом (нек-рые его С. сделаны из пустых стальных трубок, окрашенных под цвет фернамбука). Совершенны работы его помощника и последователя Ф. Н. Вуарена. Позднее во Франции выдвинулись мастера А. Ж. Лами, И. А. Виньерон, Э. Сартори, в Великобритании — Дж. Додд, Дж. Табс и семейство Хилл, в Германии — Л. Бауш, К. Гримм, X. и А. Нюрнбергеры и др., в Нидерландах — Ван дер Меер, в США — Ч. Алберт и Д. Флехтер, в России — H. P. Киттель, завоевавший своими С. всемирную известность. До 1914 теорией конструкции С. занимался рус. мастер М. А. Нетыкса, к-рый сам создал ряд С. Из сов. мастеров известны П. Н. Летунов, А. М. Токарев и особенно Л. А. Горшков, изготавливающий прекрасные смычки, часто с колодкой из слоновой кости.
Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Виолончельная классика, т. 1, М., 1950; его же, Джузеппе Тартини, М., 1969; Кузнецов К., Ямпольский И., Арканджело Корелли (1653-1953), М., 1953; Струве В. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Saint-George H., The bow, L., 1896; Balfour H., The natural history of the musical bow, Oxf., 1899, Portland, 1976; Drдger H., Die Entwicklung des Streichbogens, Kassel, 1937; Roda J., Bows for musical instruments of the violin family, Chi., 1959; Exhibition loan stringed instruments and bows, N. Y., 1966; Millant R., J. B. Vuillaume. Sa vie et son oeuvre, L., 1972.
Б. В. Доброхотов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
смычок, -чка

Толковый словарь Ожегова:

1.
СМЫЧОК1, чка, м. Слегка изогнутая деревянная палочка с натянутым вдоль нее пучком конских волос, к-рой водят по струнам для извлечения звуков. Скрипичный с.
| прил. смычковый, ая, ое. Смычковые инструменты.
2.
СМЫЧОК2, чка, м. (спец.). Цепочка, к-рой соединяются ошейники двух гончих при отправлении на охоту. Собаки на смычке.
| прил. смычковый, ая, ое.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

веревка
древко
мужской половой орган
мужской член
палочка
пара гончих собак
смычка
трость
цепочка
шерстобитня

Этимологический словарь Макса Фасмера:

смычок
род. п. -чка, укр. смичок, чеш. smyek, польск. smyczek. Связано с предыдущим. [Лит. smukas "скрипка" заимств. из слав. smyk-. – Т.].

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru