Определение слова «СКАНДХИ»

Новая философская энциклопедия:

СКАНДХИ (санскр. skandha, пали khandha – куча, связка, группа, агрегат) – в буддизме обозначение пяти групп элементов – дхарм, конституирующих индивида: рупа, ведана, самджня, санскара и виджняна.
Рупа («материальное», «телесное», «форма») – это телесная масса индивидов, состоящая из вещества четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и обладающая примитивной сенсорикой. В отличие от других религиозно-философских систем Индии, буддизм говорит не столько об элементах мира (бхуты [БХУТЫ]) самих по себе, сколько о синонимах состояний твердого, жидкого, мягкого и т.п., т.е. характеристиках, определяемых на основе той чувственной реакции, которую они производят на индрии [ИНДРИИ] – органы чувств. Рупа противопоставляется всем остальным скандхам как нементальное (acetasika) – ментальному (cetasika). В этом смысле она является аналогом бессознательного, точнее досознательного опыта. Поскольку карма [КАРМА]создается только через сознательное намерение личности, то рупа остается вне сферы кармы и тем самым вне моральной вменяемости, добра и зла. Ведана в широком смысле понимается как любая психическая реакция на внешний раздражитель, или ощущение. Оно может быть приятным, неприятным или нейтральным. Вместе с тем это не просто приятное или неприятное ощущение, а то, что осознается как таковое и тем самым обусловливает привязанность человека к чувственному миру. Через ведану индивид подвержен действию кармы. Самджня представляет уже более высокую ступень сознательности, связанную с процедурой, которую в современной психологии называют распознаванием. Она включает подведение под определенное понятие. Санскара служит элементом механизма, реализующего карму, – это все то, что «программирует» психику человека по определенной схеме, созданной в прошлой жизни. Самая важная из скандх – виджняна – переходит от существования к существованию. Учение о скандхах можно назвать первым в истории индийской мысли систематическим описанием психики через разграничение ее функций. При этом индивид не распадается на отдельные фрагменты, поскольку есть нечто связывающее скандхи в единое целое – упадана (привязанность), являющаяся главным фактором «омраченности» индивида. Пока скандхи действуют в режиме «привязанности», они создают все новые и новые препятствия к освобождению. Чтобы устранить эти естественные тенденции скандх, буддисты предлагают убрать то, что делает их факторами привязанности – эгоцентрическую установку индивида, которая пронизывает весь его опыт и побуждает культивировать ряд ложных мыслительных привычек – мнений о самости, «я». См. также ст. Анатма-вада [АНАТМА-ВАДА].
В.Г.Лысенко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru