Определение слова «ШУНЬЯ-ВАДА»

Новая философская энциклопедия:

ШУНЬЯ-ВАДА (санскр. nya-vda – учение о пустоте) – 1) буддийское учение об относительности и бессамосущности, развиваемое преимущественно школами махаяны и ваджраяны; 2) одно из названий философской школы мадхьямика. Учение о шуньяте – отсутствии, невозможности самостоятельного существования индивидов, вещей и дхармо-частиц потока сознания – относится к важнейшим в махаяне, определяющим как ее философские основания, так и духовные практики по совершенствованию и освобождению. Начало шунья-вады восходит к раннебуддийскому положению об отсутствии вечной души, Атмана [АТМАН],в любой особи, в т.ч. в богах и буддах (пудгала-найратмья). Это означало полную несамостоятельность или несуществование самого по себе любого существа, собственного «я» (атман), души (джива [ДЖИВА])и индивида (пудгала [ПУДГАЛА]),которые суть лишь обозначения тех или иных сочетаний групп дхармо-частиц, являющихся единственно реальными элементами бытия. Эта доктрина оказывала огромное влияние на все остальные разделы древнего буддийского Законоучения. Позднее она по-прежнему применялась в школах хинаяны (2–9 вв.), действовавших уже в спорах с махаяной, а в некоторых получила развитие.
В этой части буддийского Закона в первых же своих сутрах махаяна дополнила древнее положение новым – дхарма-найратмья: дхармо-частицы не имеют собственной, самостоятельной, реальной сущности. Именно эти два положения буддизма легли в основу формирования учения махаяны о пустотности. Чандракирти [ЧАНДРАКИРТИ]прямо указал, что ради освобождения всех живых существ бодхисаттве [БОДХИСАТТВА]необходимо осознать бессамостность (анатман), отсутствие самосущего (нихсвабхава), которое Буддой объяснялось, с одной стороны, в учениях об отсутствии самосущего в дхармо-частицах и об отсутствии вечной души в индивидах, а с другой – в учении о «16 видах пустотности, которые Он обобщил в четырех категориях, принятых в махаяне» («Мадхьямака-аватара», VI. 179–180).
Различные версии Праджняпарамиты сутр [ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ СУТРЫ]кодируют это учение в списках шуньяты, состоящих из 2, 7, 14, 16, 18 и 20 пунктов, зачастую имеющих пространные определения. Следует различать «теоретический» и «практический» аспекты шунья-вады. Первый позволял дать махаянское решение ряда проблем буддизма и его философии (Нагарджуна [НАГАРДЖУНА]и другие мадхьямики 2–5 вв). «Теоретический» аспект также имел практические приложения и участвовал «словом и мыслью» в совершенствовании мудрости, а также в деятельности по накоплению знания (джняна-самбхара), поскольку учение о пустоте помогало освободиться от ложных взглядов. Теория шунья-вады классифицируется по подходам, основаниям и значениям.
Практическая сторона шунья-вады состоит в духовном совершенствовании бодхисаттвы и представляет собой один из способов в процессе обретения всеведения на пути к наивысшему Просветлению. Этот аспект учения раскрывается и наполняется содержательными практиками, по-видимому, начиная с 4 в., о чем можно судить по текстам толкований на сутры Праджняпарамиты. Шунья-вада – центральное учение буддийской философии стран Дальнего Востока и тибето-монголо-российского буддизма.
Литература:
1. Cheng Hsuhe – li, Empty Logic. Mdhyamika Buddhism from Chinese Sources. Delhi, 1991;
2. Tola F., Dragonetti С. On Voidness. A Study on Buddhist Nihilism. Delhi, 1995.
В.П.Андросов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru