Определение слова «Шольц Ф. Е.»

Музыкальная энциклопедия:

Фёдор (Фридрих) Ефимович (5 X 1787, Гернштадт, Силезия — 15 (27) X 1830, Москва) — рус. композитор, дирижёр и педагог. По национальности немец. Музыке обучался у отца, капельмейстера (фп., скрипка, орган). Работал театр. капельмейстером в Грауденце (ныне Грудзёндз, Польша), затем переехал в Курляндию, в 1811 — в Петербург, где был капельмейстером Придв. певч. капеллы. С 1815 жил в Москве, давал уроки музыки. С 1820 дирижёр Петровского т-ра (с 1825 — Большой т-р). Писал музыку к операм-водевилям (из 10 соч. — 8 совм. с А. А. Алябьевым, А. Н. Верстовским, Л. В. Маурером) и балетам (большинство по сценариям А. П. Глушковского), среди них — "Руслан и Людмила...", первое муз.-сценич. воплощение пушкинского сюжета. Музыка этого произв. отличается разнообразием выразит. средств, эффектной инструментовкой, близостью к мелодике бытового романса (в ней используются разл. нац. танц. жанры, включая восточные). Написал увертюру к драм. прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева на открытие Большого т-ра (1825). Ш. приписывается создание оперы "Хижина на Альпийских горах" (пост. в 1822, Т-р на Моховой, Москва). Ежегодно давал концерт из своих соч. По словам В. Ф. Одоевского, в концерте 1825 Ш. управлял оркестром "...с обыкновенным ему огнем и искусством". Алябьев посв. Ш. 3-й струн. квартет и увертюру к опере-водевилю "Три десятки, или Новое двухдневное приключение" (оба — 1825). Неоднократно, но безуспешно высказывался за учреждение в России консерватории (в 1819 составил проект). В 1830 открыл курсы теории музыки (классы генерал-баса и композиции; существовали неск. месяцев).
Сочинения: балеты (10), в т. ч. Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника (1821, Т-р на Моховой, Москва), Три талисмана: кошелёк, рожок и пояс, или Восточный чародей (1823, там же), Три пояса, или Русская Сандрильона (1826, Большой т-р), Полифем, или Торжество Галатеи (1829, там же); музыка к операм-водевилям (10), в т. ч. Волшебная флейта (1821, Москва), Продажная одноколка, или Похищенная Европа (1823, там же); для орк. — Торжественный марш (по случаю заключения мира с Турцией, 1829), полонез и др.; фантазия для 6 фп. Наваринское сражение (1828); пьесы для фп., романсы.
Литература: В. У., Фридрих Шольц, Некрология, "Северная пчела", 1830, 16 дек.; 75-летие Большого театра в Москве, "РМГ", 1900, No 1; Y. Y. (Одоевский В. Ф.), Концерт Б. Ромберга..., Прибавление к "Московскому телеграфу", 1825, No 2; его же, Петровский театр. там же, No 3; обе ст. в кн.: Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, общая ред., вступ. ст. и прим. Г. Б. Бернандта, М., 1956, с. 88 и др.; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.
Б. С. Штейнпресс.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru