Определение слова «СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ (?-1275) — древнерусский писатель, архимандрит Киево-Печерского монастыря, с 1274 Владимирский епископ. Автор "Слов", в которых показал тяготы монголо-татарского ига и выразил надежду на освобождение Руси.

Большая биографическая энциклопедия:

Серапион Владимирский
(? — 1275), древнерусский писатель, архимандрит Киево-Печерского монастыря, с 1274 епископ Владимирский. Автор «Слов» (проповедей, поучений), в которых показал тяготы ордынского ига и выразил надежду на освобождение Руси. Бедствия родной земли считал Божьим наказанием за княжеские междоусобия и языческие народные суеверия.

Советская историческая энциклопедия:

(кон. 12 в. или нач. 13 в. — 1275) — древнерус. писатель и оратор 13 в., архимандрит Киево-Печерского монастыря, с 1274 — епископ Владимира (Суздальского). Сохранилось 5 поучений С. В. Одно из них написано ок. 1230 в Киеве, 4 других — уже в Сев.-Вост. Руси. В последних поучениях С. В. с большой выразительностью обрисовал тягостные последствия монголо-тат. владычества для Руси, к-рое он считал бедствием для всех рус. княжеств и земель. Причины подчинения Руси монголо-татарам С. В. объяснял нравственными недостатками рус. людей и нек-рыми пороками обществ. жизни. Поучения С. В. отличает высокая эмоциональность, яркий, образный язык. Влияние произведений С. В. сказалось на ряде рус. памятников 13-14 вв.
=====
Лит.: Петухов Е. В., Серапион Владимирский, рус. проповедник XIII в., СПБ, 1888; Гудзий Н. К., Где и когда протекала лит. деятельность Серапиона Владимирского, "ИАН СССР. ОЛЯ", 1952, т. 11, в. 5; Будовниц И. У., Общественно-политич. мысль Др. Руси, М., 1960 (см. Указатель имен).
=====
В. А. Кучкин. Москва.

Новая философская энциклопедия:

СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ (ум. 1275) – епископ Владимирский, церковный писатель. С 1249 по 1274 архимандрит Киево-Печерского монастыря. В 1274 в преклонном возрасте поставлен епископом Владимира, через год скончался. Сохранилось пять принадлежащих перу Серапиона произведений, написанных в жанре поучений, в т.ч. «Слово о маловерии», «Поучение преп. Серапиона», «Поучение о потрясении, да отступим от зла и избудем гнева Божия» и др. В поучениях получила логическое завершение разрабатывавшаяся летописцами 12–13 вв. теория казней Божиих, в последующие столетия выполнявшая роль историософской доктрины. Серапион рассматривает тяжкие муки ордынского ига как прямой результат падения нравов. Самым опасным и распространенным грехом своей трагической эпохи считает отступление от православия к язычеству. Серапион призывает к покаянию и смирению, подчеркивая, что народ сам своими грехами навлек на себя гаев Божий, но в его силах обратить гнев Творца на милость.
Сочинения:
1. Слова Серапиона Владимирского. – В кн.: Памятники литературы Древней Руси. 13 век. Л., 1981, с. 440–55.
Литература:
1.  Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник 13 в. СПб., 1888;
2. Гудзий Н.К. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского. – «Известия Отделения литературы и языка АН СССР». М., 1952, т. 2, в. 5, с. 450–56;
3. Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. М., 1997.
В.В.Мильков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru