Определение слова «регтайм»

Большой энциклопедический словарь:

РЕГТАЙМ (англ. ragtime,букв. разорванное время)стиль фортепианной игры (и связанный с ним жанр танцевальной пьесы) — распространившийся в США в нач. 20 в. (С. Джоплин). Основан на сочетании остросинкопированной, полуимпровизационной темы и ритмически четкого аккомпанемента. Оказал влияние на стиль раннего джаза и танцевальной культуры 1910-20-х гг. (от регтайма происходят тустеп, уанстеп, фокстрот и др.).

Большая советская энциклопедия:

Регтайм
(англ. ragtime, от rag — обрывок и time — время, темп, такт)
1) форма городской танцевально-бытовой музыки американских негров, сложившаяся во 2-й половине 19 в. Своеобразная остросинкопированная музыка Р. — одна из предшественниц джаза. Ранние образцы художественного претворения музыкальной формы Р. дал А. Дворжак в симфонии «Из Нового Света» и струнном квартете.
2) Американский салонный и бальный танец, основан на ритмической форме Р. Музыкальный размер 2/4. Исполняется парами. Вошёл в моду около 1910. От Р. образовались танцы ту-степ, уан-степ, фокстрот. Особенности Р. использовал И. Ф. Стравинский («Регтайм» для 11 инструментов, Р. в балетной пантомиме «Сказ о беглом солдате и чёрте»).

Толковый словарь Кузнецова:

регтайм
РЕГТАЙМ [рэ], -а; м. [англ. ragtime от rag — обрывок, клочок и time — время, темп, такт].
1. Американская танцевальная музыка, основанная на как бы разорванной мелодии и чётком аккомпанементе. // Такой стиль исполнения музыки.
2. Американский бальный танец начала 20 в. (лежащий в основе тустепа, фокстрота и др.).

Музыкальная энциклопедия:

(англ. ragtime, от rag — обрывок и time — время) — форма городской танцевально-бытовой (первоначально для фп.) музыки, исполнявшейся сев.-амер. неграми в кафе, танц. залах; сложилась в 70-е гг. 19 в. Р. — один из важнейших предшественников джаза, в рамках к-рого он сохранял самостоят. значение вплоть до 20-х гг. 20 в. Для исполнителей Р. характерен особый фп. стиль, близкий нар. манере игры на банджо. Специфич. муз. черта Р. — несовпадение ритма 2 осн. линий, возникающее при наложении регулярной ритмич. пульсации, т.н. "бита" (от англ. beat — удар) в партии левой руки и "офф-бита" (от англ. off beat — вне удара) — свободно акцентированной синкопированной мелодии. Это явление характерно для негр. фольклора США. Развитие фп. Р. достигло расцвета в 1-м десятилетии 20 в. Наиболее известные исполнители — С. Джоплин, Дж. Скотт, Дж. Р. Мортон, Дж. Лэм. В нач. 20 в. исполнительская манера Р. прививается в орк. игре; возникают т.н. Р.-оркестры (англ. ragtime-bands). Ранние образцы претворения муз. стиля Р. в проф. музыке — симфония "Из Нового Света" (ор. 95, 1893) и струнный квартет ("Американский", ор. 96, 1892) А. Дворжака. В конце 1-го десятилетия 20 в. Р. вошёл в моду как салонный и бальный танец. От него произошли тустеп, уанстеп, фокстрот. Особенности Р., соединённые с нек-рыми чертами джаза, использовал.в ряде соч. И. Ф. Стравинский (напр., в Р. для одиннадцати инструментов, 1918, а также в балетной пантомиме "История солдата — сказка о беглом солдате и чёрте", 1918).
Литература: Blesh R., Janis H., They all played ragtime, N. Y., 1950, 1959; Southern E., The music of black americans. A history, N. Y., 1971, p. 310-339; Golden encyclopedia of ragtime 1900 to 1974, N. Y., 1972, 1973; Hentoff N., McCarthy A. J., Jazz, N. Y., 1975, с 43-57.
Т. Л. Ляхова.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
регтайм, -а

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru