Большой энциклопедический словарь:
РАДЖАСУЯ — ведийский ритуал помазания на царство, состоявший из большого количества обрядов.
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:
(рождение царя) — сохраненный и переработанный жреческой ведийской традицией ритуал царского посвящения, совершавшийся над кшатрием при его вступлении на престол. После дикши и ряда др. предварительных обрядов следует абхишека — окропление царя свящ. водой; затем царь совершал круговой объезд на колеснице. Предпринимался также игровой "набег" на стадо коров, принадлежавшее родичам царя; он "захватывал" стадо, а затем "возвращал" его владельцам. По возвращении из "набега" царь садился играть в кости с 4 противниками (брат царя, его родич, колесничий-сута и сельский старейшина); ставкой в игре было царство. Игра велась условно, с предрешенным результатом (царь обязательно выигрывал), имея целью лишь продемонстрировать "избранность" царя богами. В символике Р. (в совокупности с абхишекой) явны две мифологич. идеи: овладения пространством вселенной и начала нового временного цикла.
Я. Васильков
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
(санскр. rjasya = посвящение царя) — в ведийском ритуале церемония коронования царя. По одним памятникам Р. начиналась весной, по другим — осенью. В церемонию вплетались и чисто народные элементы: древние волшебные обряды, символический поход или набег, игра в кости и т. д. Она начиналась с жертвоприношений, длившихся около двух недель. Затем шел ряд обрядов и жертвоприношений, продолжавшихся целый год и подготовлявших совершение самого коронования или помазания, для которого необходимо было 17 разных жидкостей. В день помазания все эти жидкости смешивались, процеживались и разливались по четырем сосудам из разного дерева. Герой торжества получал из рук жреца лук с тремя стрелами и, произнося разные изречения, делал несколько шагов в направлении всех стран света, после чего становился на тигровую шкуру и получал помазание из всех четырех сосудов. По соседству устанавливались 100 или более быков и коров, принадлежавших родственникам царя, который на своей боевой колеснице въезжал в стадо и, дотрагиваясь луком до одного из животных, объявлял все стадо своей собственостью. В других источниках упоминается вместо рогатого скота о родственниках царя, в которых он стреляет из лука, отнимая у них их имущество. Добыча делилась на три части, из которых две доставались жрецам и участникам церемонии, а одна возвращалась собственникам. Гонорар жрецов, совершавших Р., достигал, судя по памятникам, громадных цифр вроде 240 тыс. коров. В действительности, вероятно, дело обходилось дешевле, по обоюдному соглашению, в зависимости от состояния и воли царя. Подробности см. у Hillebrandt, "Vedische Opfer und Zauber", § 74 (Bhler, "Grundriss d. indoarisch. Philologie", Страсбург, 1897), где указана и литература.
С. Б—ч.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025