Определение слова «Пуньи Ч.»

Музыкальная энциклопедия:

Пуни (Pugni) Чезаре (Цезарь) (31 V 1802, Генуя — 14(26) I 1870, Петербург) — итал. композитор. Учился у А. Ролла и др. в Миланской консерватории. В ранний период творчества писал церк. музыку, затем оперы, к-рые ставились в разл. городах Италии, а также в Лондоне, Вене, Берлине.

Нек-рое время служил пианистом в т-ре "Ла Скала" в Милане. С кон. 1820-х гг. писал балеты, к-рые гл. обр. принесли П. известность; выделялись "Эсмеральда", "Катарина, дочь разбойника", "Наяда и рыбак". П. работал с хореографами П. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леоном, более 20 лет сотрудничал с М. Петипа. В его балетах танцевали самые знаменитые в то время балерины — Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Эльслер и др. В 1851-70 работал в Петербурге, занимал должность сочинителя балетной музыки при петерб. имп. т-рах. Написал для Мариинского т-ра 35 балетов, в т.ч. "Конёк-Горбунок" (или "Царь-девица", по сказке П. П. Ершова, пост. 3(15) XII 1864, в бенефис танцовщицы M. H. Муравьёвой). "Конёк-Горбунок" долго оставался единств. балетом на рус. сюжет; П. ввёл в его музыку популярные рус. мелодии ("Соловья" А. Алябьева, нар. песни и пляски — "По улице мостовой", трепак и др.). Балеты П. обнаруживают знание композитором специфики танца; хотя музыка не представляет высокой художеств. ценности, она отличается мелодичностью, ясностью формы, чёткостью и многообразием ритма.
Сочинения: оперы (10) — Вендетта (1832, Милан), Ричард Эдинбургский (1832, Триест), Контрабандист (Il contrabbandiere, 1833 Милан) и др.; 312 балетов, в т.ч. Элерц и Дзульмида (1826, Милан), Ундина (1843, Париж; 2-я ред. Наяда и рыбак, 1851, Петербург), Эсмеральда (по В. Гюго, 1844, Лондон), Скрипка дьявола (Le violon du diable, 1849, Париж), Дочь фараона (1862, Петербург), Царь Кандавл (1868, Петербург); вставные номера к балету Корсар А. Адана (1868); симфонии; ок. 40 месс; камерно-инстр. произв.
Литература: (Ивинг A.), Конёк-Горбунок, Балет в 5 действиях, (М.), 1929; Эсмеральда, музыка Ц. Пуни, Л., 1935 Ленинградский Гос. академич. театр оперы и балета); Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958, с. 235-36 и др.; её же, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963, с. 13-17; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954, p. 90, 101, 107.
А. Я. Ортенберг.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru