Определение слова «ПУДГАЛА-ВАДА»

Новая философская энциклопедия:

ПУДГАЛА-ВАДА (санскр. pudgalavda – учение об индивиде) – общее название группы буддийских школ, разделявших «персоналистическую» доктрину пудгалы [ПУДГАЛА]. В нее входили: ватсипутрия [ВАТСИПУТРИЯ], дхармоттария, бхадарания, саннагарика, авантака и др. Большинство современников и тем более поздние поколения буддистов – сторонников пудгала-вады оценивали как «внутренних аутсайдеров» (antaraaratirthika). Обстоятельный разбор и критику их позиций содержат важнейшие тексты тхеравады («Катхаватху»), вайбхашики и саутрантики («Абхидхармакоша»). Среди махаянских авторов, критиковавших пудгала-ваду, – Нагарджуна [НАГАРДЖУНА], Асанга [АСАНГА], Чандракирти [ЧАНДРАКИРТИ], Шантидэва и Камалашива. Из собственных текстов этой школы сохранилось небольшое сочинение по винае (дисциплине) в китайском переводе, трактат по абхидхарме и трактат «Саммития-никая-шастра» (плохо поддающийся переводу). В поддержку своей доктрины приверженцы пудгала-вады ссылались на некоторые известные фразы Будды, где пудгала упоминается в значении некой неделимой целостности, объекта референции для слова «я», напр.: «Я буду учить вас бремени, его возложению, его снятию и носителю бремени. Пять скандх, образующих сферу восприятия, суть бремя… Носитель бремени есть пудгала: тот почтенный человек, которого зовут так-то и так-то, рожденный так-то и так-то, из такого-то и такого-то клана, питающийся такой-то и такой-то пищей, живущий столько-то и столько-то, пребывающий здесь столько-то и столько-то, оканчивающий свой жизненный путь так-то и так-то».
По мнению Э.Конзе, буддийский «персонализм» был реакцией на абсолютизацию деперсоналистических тенденций – подчеркивание реальности только изолированных мгновенных состояний – дхарми отрицание даже их относительного единства в определенные промежутки времени (анатма-вада [АНАТМА-ВАДА]).
В.Г.Лысенко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru