Определение слова «ПСКОВСКАЯ ШКОЛА»

Большой энциклопедический словарь:

ПСКОВСКАЯ ШКОЛА (13-16 вв.) — одна из местных школ древнерусского искусства. Для памятников архитектуры характерны пластичность простых геометрических объемов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами, притворами и многопролетными звонницами. Живопись псковской школы отличается экспрессией образов и напряженностью колорита (фрески собора Снетогорского монастыря, 1313; иконы).

Большая советская энциклопедия:

Псковская школа
Одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы (См. Плинфа) и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы (См. Новгородская школа) (собор Ивановского монастыря, до 1243), в то же время отличаясь по конструктивному решению типа крестово-купольного храма (собор Мирожского монастыря (См. Мирожский монастырь)). Основной тип приходского храма сложился к концу 14 в. (известен по памятникам 15 в.) — кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с пониженными угловыми частями храм имел одну главу и многоскатное покрытие (церковь с. Кобылье Городище, 1462), иногда на повышенных подпружных арках (церковь Успения в Мелётове, 1463). В 15 в. был разработан также тип небольшого бесстолпного храма с барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки [церковь Николы Каменноградского, 16 в.(?)]. К храмам пристраивались обычно многочисленные Приделы, Притворы, паперти; вместе с многопролётными звонницами храмы составляли живописный асимметричный ансамбль. Развита была крепостная архитектура; в 16—17 вв. строились огромные, в несколько этажей купеческие дома (3-этажные палаты Поганкиных, до 1645). С 14 в. строительство велось из местного камня-плитняка с последующей известковой обмазкой и побелкой. Контраст простых геометрических объёмов и подчёркнуто-материальной пластики стены придают культовой, гражданской и крепостной архитектуре П. ш. большую выразительность. Живопись П. ш. начала складываться в середине 13 в., достигнув расцвета в конце 14 — начале 15 вв. Она отличается экспрессией образов, напряжённостью колорита, резкостью пробелов, пастозностью мазка (фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313, и церкви Успения в Мелётове, 1465; иконы «Собор Богоматери» и «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна» — обе 2-я половина 14 в., Третьяковская галерея). В живописи распад П. ш. начался на рубеже 15—16 вв., в архитектуре местные традиции удерживались дольше.
Лит.: История русского искусства, т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, Л. — М., 1966; т. 6, М., 1968.
Л. В. Бетин.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Около 1156.

Дом Лапшина («Солодежня»). 1670—80-е гг.

Церковь Василия с Горки. 1413.

Фрагмент сцены «Проповедь Христа в храме» фресковых росписей собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря под Псковом. 1313.

Церковь Успения с Пароменья. 1521.

Церковь Николая Чудотворца в г. Остров. Середина 16 в.

Гремячая (Козьмодемъянская) башня Окольного города в Пскове. 1524.

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря под Псковом. 1310.

Декоративный пояс барабана главы собора Иоана Богослова (1557) Крыпецкого монастыря. Псковская область.

Крыльцо Никольской надвратной церкви (1564) Псково-Печерского монастыря. Псковская область.

Церковь Николы Каменоградского. 2-я половина 15 в.

Фреска «Положение во гроб» в церкви Успения Богородицы села Мелётово. 1465. Псковская область.

Церковь Успения Богородицы в селе Мелётово. 1461. Псковская область.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru