Определение слова «Протопопов В. В.»

Музыкальная энциклопедия:

Владимир Васильевич (р. 30 VI (13 VII) 1908, Москва) — сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1960). Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). В 1937 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории у Л. А. Мазеля. В 1937-41 преподавал в Центр, заочном ин-те повышения квалификации музыкантов-педагогов, в 1948-59 ст. науч. сотрудник Ин-та истории иск-в АН СССР. С 1938 преподаёт в Моск. консерватории (с 1961 профессор). Среди учеников — В. В. Задерацкий, А. В. Конотоп (Львов), Т. А. Курышева, И. Л. Золотовицкая-Фрумина, Ю. К. Евдокимова, т.н. Дубравская, Е. С. Клетинич, А. Г. Михайленко; П. Стоянов, К. Проданова (Болгария). Автор исследований по рус. и зап.-европ. муз. иск-ву 17-18 вв., зап.-европ. музыке (Л. Бетховен, Ф. Шопен), истории полифонии, творчества рус. композиторов-классиков, а также сов. композиторов. П. принадлежат статьи в науч. сб-ках, предисловия и комментарии к изданиям: "Избранные музыкально-критические статьи" В. ф. Одоевского (М.-Л., 1951), "Музыкально-критические статьи" А. П. Бородина (М., 1951), "Избранные статьи о М. И. Глинке" В. В. Стасова (М., 1955), "Воспоминания о П. И. Чайковском" (М., 1962), "Статьи о музыке" (вып. 1-3, М., 1974-77) B. В. Стасова, а также редакции отд. томов в полных собр. соч. П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки. Пр. на Междунар. конкурсе музыковедческих работ по творчеству Шопена в Варшаве (1960, за труд "Вариационный метод развития тематизма в музыке Шопена", 1960).
Сочинения: Музыкальный язык "Золотого петушка", "СМ", 1938, No 6; Образ Бориса в опере Мусоргского, там же, 1939, No 4; О тематиаме и мелодике С. И. Танеева, там же, 1940, No 7; Сложные (составные) формы музыкальных произведений, М., 1941; Некоторые особенности оперной формы Римского-Корсакова, в сб.: Советская музыка. Третий сборник статей, М.-Л., 1945; Позднее симфоническое творчество С. В. Рахманинова, в сб.: C. В. Рахманинов, М.-Л., 1947; Некоторые вопросы музыкального стиля С. И. Танеева, "СМ", 1947, No 5; Творческий путь С. И. Танеева, в сб.: Памяти С. И. Танеева (также сост., ред. и комментарии), М., 1947; М. И. Глинка, М., 1949; Новое в советской камерной музыке, в сб.: Советская музыка на подъёме М.-Л., 1950; Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М., 1955 (совм. с т.н. Ливановой); Обработки народных песен, в кн.: История русской советской музыки, т. 1, М., 1956; Оперное творчество П. И. Чайковского, М., 1957 (совм. с Н. В. Туманиной); Вариации в русской классической оперев М., 1957; Музыкальные варианты "Ивана Сусанина", в сб.: Памяти Глинки, М., 1958; Обработки народных песен, в кн.: История русской советской музыки, т. 2-3, М., 1959; О единстве цикла в Одиннадцатой симфонии "1905 год" Д. Д. Шостаковича, в кн.: Сообщения Института истории искусств АН СССР. Музыка, (вып.) 15, М., 1959; Вариационный метод развития тематизма в музыке Шопена, в сб.: Фридерик Шопен, М., 1960; "Иван Сусанин" Глинки. Музыкально-теоретическое исследование, М., 1961; О романсах Ю. Шапорина, "СМ", 1961, No 3; Статьи музыкального критика "Н. 3.", в сб.: Музыкальное наследство, т. 1, М., 1962; История полифонии в её важнейших явлениях. (Учебник. Вып. 1) — Русская классическая и советская музыка, (вып. 2) — западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1962-65; Творчество Д. Шостаковича, в кн.: История русской советской музыки, т. 4, ч. 2, М., 1963; Forma cyklu sonatowego w utworach F. Chopina, в сб.: Polsko-rosyjskie miscellanea muayczne, (Кr., 1967): Полифония в балладе f-moll Шопена, в сб.: Rocznik Chopinowski, No 7, Warsz., 1969; О вариационности в музыке Шебалина, в сб.: В. Я. Шебалин, М., 1970; Принципы музыкальной формы Бетховена, М., 1970; Сонатная форма s поздних произведениях Бетховена, в сб.: Бетховен, вып. 1, М., 1971; Про хорову багатоголосу композищю XVII — початку XVIII ст. та про Симеона Пекалицького, в сб.: Украпнське музикознавство, вип. 6, Кипв, 1971; Процессуальное значение полифонии в музыкальной форме Бетховена, в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972; Музыка на Полтавскую победу. Сост., публикация, исследование и комментарии В. Протопопова, М., 1973 (Памятники русского музыкального искусства, вып. 2) и др.
Литература: Annales Cnopin, Warsz., 1965, No 6, p. 245-56; Мюллер Т., Выдающееся исследование, "CM", 1968, No 3; Ливанова Т., Первоклассный музыкант, неутомимый учёный, там же, 1968, No 7.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru