Определение слова «ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ»

Советская историческая энциклопедия:

Религиозно-политич. проповедники в др.-евр. царствах Палестины (Израиль и Иудея) в 8-4 вв. до н. э. Словом "наби" -"пророк" еще во 2 тыс. до н. э. обозначались прорицатели, в экстазе изрекавшие оракулы от имени бога (Моисей, Самуил, Илия, Елисей). С 8 в. до н. э. пророки становятся также политич. ораторами и проповедниками. Их произв. (книги пророков) на политич., социальные и религиозно-этич. темы в виде сборников речей и проповедей (в поэтич. форме) входят в ветхозаветный канон Библии. По объему их книг П. б. условно делят на "больших": Исайя — 2-я пол. 8 в. до н. э., Иеремия — кон. 7 — нач. 6 вв., Иезекииль — нач. 6 в. до н. э. и 12 "малых": Осия (Хошеа), Амос, Михей (Миха) — 8 в. до н. э., Иоиль — 8 или 6 вв. до н. э., Наум (Нахум) — 7 в. до н. э., Авдий (Обадия), Аввакум (Хабаккук), Софония (Цефания), Аггей (Хаггай), Захария и Малахия (Малеахи) — 6-4 вв. до н. э., а также Иона (речи к-рого не сохранились; вместо них дается легендарное жизнеописание).
=====
Иудаистический канон относит к книгам пророков также повествовательные и хроникальные книги Иисуса Навина, Судей, 4 книги Царств (2 книги Самуила и 2 кн. Царей), в к-рых, помимо легендарного материала, содержатся сведения об историч. событиях 13-6 вв. до н. э. П. б. (Амос, Исайя, Михей, Иеремия), выступая в защиту обезземеливаемых общинников, страстно обличали богачей за их алчность, распутство, стремление к роскоши. Победу социальной справедливости П. б. видели в будущем мире, где воцарятся благоденствие и мир и "люди перекуют мечи на орала" (Исайя). П. б., в частности Иезекииль, поставили вопрос об индивидуальной ответственности человека за его поступки, освобождая от нее его сородичей.
=====
Будучи сторонниками укрепления культа бога Яхве и выступая против местных культов, П. б. объективно защищали идеологию централизованной царской власти против децентрализаторских тенденций местной знати. Во время вавилонского пленения (586-539 до н. э.) П. б. развивали учение о монотеизме и универсальности бога Яхве. При этом они любую власть рассматривали как действующую по воле Яхве, даже власть иноземных завоевателей Палестины.
=====
П. б. оказали большое влияние на последующее религиозно-политич. мышление (в ср. века и новое время). Идеологи целого ряда нар. движений средневековья, проповедуя идеи равенства людей, необходимости передела земли и борьбы с роскошью, ссылались на высказывания П. б.
=====
Лит.: Франк-Каменецкий И. Г., Пророк Иеремия и борьба партий в Иудее, в сб.: Религия и общество, Л., 1926, с. 60-82; его же, Пророки-чудотворцы. О местном происхождении мифа о Христе, Л., 1925; Хрестоматия по истории Древнего Востока, М., 1963, с. 291-302; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament..., 3 Aufl., Tbingen, 1964; Hoelscher G., Die Propheten, Lpz., 1914.
=====
M. Л. Гельцер. Вильнюс.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru