Определение слова «Пратьябхиджня»

Новая философская энциклопедия:

ПРАТЬЯБХИДЖНЯ (санскр. pratyabhi – узнавание)один из ключевых терминов индийской философской традиции, впервые введенный грамматистом и ведантистом Бхартрихари [БХАРТРИХАРИ]в трактате «Вакьяпадия». Пратьябхиджня более всего напоминает здесь платоново «припоминание» (): с точки зрения Бхартрихари, всякое знание уже латентно присутствует в сознании того, кто слушает, а произнесенное речение лишь косвенно способствует постижению смысла в мгновенной вспышке интеллектуальной интуиции. В традиции веданты [ВЕДАНТА]это означает, что «освобождение» уже изначально заложено в самой природе сознания и важно лишь внезапно осознать в себе эту сущность, вечно пребывающую внутри каждого живого существа. Особую роль понятие «пратьябхиджня» стало играть в учениях кашмирского шиваизма [КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ]. В системе Абхинавагупты [АБХИНАВАГУПТА]пратьябхиджня рассматривается как требование, вменяемое адепту (садхака): сам Шива должен быть внезапно «узнан», «припомнен» как та внутренняя сущность в сердце адепта, которая составляет не только основание его сознания, но и абсолютное обещание освобождения. В узком смысле слова «пратьябхиджня»название одной из школ в рамках кашмирского шиваизма. Базовым текстом школы считаются «Ишвара-пратьябхиджня-карики» («Карики об узнавании Господа»), написанные в нач. 10 в. Утпаладевой и позднее прокомментированные Абхинавагуптой.
Н.В.Исаева

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(санскр. Pratya hij = узнание, recognitio) — в индийской шиваитской теософии школы Шанкары термин, обозначаюиий познание. Согласно учению этой школы, единственной субстанцией является Бог; все предметы суть его идеи; а так как Бог тождествен с нами, то и предметы эти на самом деле находятся в нас. Что мы думаем видеть вне нас, то в действительности видим внутри себя. Наше индивидуальное я видит или, точнее, узнает в самом себе, как в зеркале, идеалы трансцендентального я: познание вещей есть, в сущности, их узнание (П.), так как они уже знакомы нам. Руководимая верным методом самосозерцания и освещенная той милостью, которую она заслужила верой в Шиву, индивидуальная душа торжествует над Майей, от которой происходят все бедствия, и кончает познанием самой себя в Боге.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru