Определение слова «Потир»

Толковый словарь Ушакова:

ПОТИ́Р, потира, ·муж. (·греч. poter) (церк.). Большая чаша, употр. в христианском культовом обряде.

Большой энциклопедический словарь:

ПОТИР (греч. poter) — литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия — чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней.

Большая советская энциклопедия:

Потир
(от греч. poter — чаша, кубок)
литургический сосуд для освящения вина (и принятия причастия) в виде чаши на высокой ножке. П., известные со 2 в. н. э., изготовлялись из золота, серебра, бронзы, поделочных камней, украшались драгоценными камнями, изображениями святых и орнаментом (в технике чеканки, гравировки, литья).

Потир мраморный в золотой оправе. 1449. Мастер И. Фомин. Загорский историко-художественный музей-заповедник.

Толковый словарь Даля:

потир
ПОТИР м. греч. чаша с поддоном, в коей, во время литургии, возносятся Святые Дары. Потирная чаша.

Большой словарь иностранных слов:

Потира, м. [греч. poter] (церк.). Большая чаша, употр. в христианском культовом обряде.

Толковый словарь Кузнецова:

потир
ПОТИР -а; м. [греч. poter] Церк. Сосуд для освящения вина и принятия причастия в виде чаши на высокой ножке (обычно из благородных металлов, поделочных камней, украшен драгоценными камнями).

Этимологический словарь Макса Фасмера:

потир
"чаша для причастия", др.-русск., русск.-цслав., сербск.-цслав. потиръ (Антон. Новгор. Л. 28). Из греч. "чаша, кубок" (Мi. ЕW 260; Фасмер, Гр.-сл. эт. 159; ИОРЯС 12, 2, 268; Преобр. II, 116).

Грамматический словарь Зализняка:

Потир, потиры, потира, потиров, потиру, потирам, потир, потиры, потиром, потирами, потире, потирах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — греческое название чаши, из которой православные христиане причащаются тела и крови Христовых. Она употребляется в евхаристии по примеру самого И. Христа и апостолов (1 Кор. X, 16) и, по свидетельству отцов церкви, употреблялась непрерывно. Афанасий Вел. называет ее чашей Господней, таинственным П. Сначала чаши были деревянные, а в эпоху от папы Зеферина (III в.) до Льва IV на Западе — стеклянные. Антиквариями собрано и описано множество таких чаш. Уже во времена гонений, а особенно с IV в., существовали чаши золотые и серебряные; но стеклянные чаши долго сохранялись в монастырях и в сельских, вообще в бедных церквях, где они иногда заменялись медными и оловянными. Археологи разделяют П. на общие (ministeriales) и приносные (offertorii), большие и малые (maiores, minores). Общие употреблялись для причащения всех мирян и были очень большой вместимости. Офферторными чашами, по Дюканжу, назывались те, в которые диаконы вливали вино, принесенное в храм верующими. Образцы древних П. см. у Saussay ("Panoptitum sacerdolale", 1. VIII, с. 14, artic. 2). Многие из древних чаш украшены посвятительными надписями, которые собраны у Маи ("Collect. Vatican.", V), и целыми поэтическими эпиграммами. Сохранились драгоценные чаши с надписями от имени императрицы Плацидии и от императора Валентиниана III. С самой глубокой древности священные чаши имеют вид удлиненный, кверху расширенный, и утверждаются на подножии или пьедестале. С течением времени они принимают однообразный вид — тот, какой существует ныне в православной церкви.
Н. Б—в

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru