Определение слова «Петрова-Воробьёва А. Я.»

Музыкальная энциклопедия:

(по мужу — Петрова, урожд. Воробьёва) Анна Яковлевна (2 (14) II 1817, по уточнённым данным, Петербург — 13 (26) IV 1901, там же) — рус. певица (контральто). Училась в Петерб. Театр. уч-ще, вначале в балетном классе Ш. Дидло, затем в классе пения у П. А. Сапиенцы, позже у К. А. Кавоса. Брала также уроки у М. И. Глинки. В 1833, ещё будучи ученицей театр. уч-ща, выступила на сцене в партии Пиппо ("Сорока-воровка" Россини). В 1835-50 солистка Петерб. оперного т-ра (последнее выступление состоялось в 1846, но и последующие годы она числилась в труппе). С успехом исполняла партии в операх итал. композиторов: Арзаче, Танкред ("Семирамида", "Танкред" Россини), Ромео ("Капулетти и Монтекки" Беллини) и др. Её выдающиеся достижения на оперной сцене связаны с операми Глинки. Была первой исполнительницей партии Вани, создала яркий образ Ратмира. Голос, большую музыкальность, сценич. обаяние артистки высоко ценил Глинка (проходил с певицей партию Вани, написал для неё в 1837 сцену Вани "У монастыря"). Обладала полнозвучным, бархатистым голосом, ровным во всех регистрах и колоратурной техникой. В. В. Стасов писал: "Голос Воробьёвой был один из самых необычайных, изумительных контральто в целой Европе: объём, красота, сила, мягкость — всё в нём поражало слушателя и действовало на него с неотразимым обаянием". Благодаря задушевному, страстному пению, полной драматизма игре, тщательной и обдуманной отделке ролей артистка создавала высокохудожеств., правдивые образы. Вместе с мужем — певцом О. А. Петровым, она способствовала утверждению принципов реализма на рус. оперной сцене.
Сочинения: По поводу 500-го представления "Жизни за царя" 27-го ноября 1879 г. Воспоминания, "Русская старина", 1880, т. 27, март.
Литература: Глинка М., Записки, "Русская старина", 1870, т. 1-2; М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, М.-Л., 1952; Стасов В. В., Ещё несколько слов по поводу А. Я. Петровой-Воробьевой, "Новости и биржевая газета", 1901, 16 апр.; его же, О.А.Петров, Избранные сочинения, т. 1, М., 1952, с. 284-86; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; его же, Русский оперный театр XIX века. 1836-1856, Л., 1969; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1-2, т. 2, вып. 3-4, М., 1966-73 (вып. 1 совм. с Протопоповым В. В.).
А. П. Григорьева.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru