Определение слова «НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ»

Новая философская энциклопедия:

НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Различаются два понимания необходимости: как неизбежности (дарра, идтрр) и как обязательности (ву-джб). В первом смысле необходимость противопоставляется «выбору» (ихтийр): «неизбежными» могут быть знания, которыми человек не волен не обладать, в отличие от целенаправленно получаемых, или действие причины, влекущей следствие независимо от желания человека, в отличие от действующей в зависимости от его выбора (см. Причина). Так понятая необходимость обладает, вообще говоря, более низким ценностным статусом, нежели ее противоположность. Во втором смысле необходимость связывается с истинностью, а значит, имеет более высокий статус, нежели противоположное ей. Такая необходимость-вуджуб фигурирует в сфере этики, теории познания и учении о существовании. В этике «необходимые» (вджиб) поступки противопоставляются «запрещенным» (харм) и составляют, т.о., часть «добродетельных» (хасан; см. Добродетель [ДОБРОДЕТЕЛЬ]). В теории познания «необходимыми» называются те суждения, которые Кант относил к априорным аналитическим, в отличие от «невозможных» (мумтани‘) и «возможных» (мумкин). В учении о существовании необходимость противопоставляется в одном смысле «невозможности» (имтин‘), а в другом «возможности» (имкн). Наиболее подробно эта терминология разработана Ибн Сной. В отличие от прочего сущего, которое благодаря своей самости является «возможным», а «необходимым» становится благодаря чему-то другому (см. Возможность [ВОЗМОЖНОСТЬ]), первоначало обозначается как имеющее необходимость существования благодаря своей самости (вджиб ал-вуджд би-зти-хи). Это его свойство обозначается также как ал-хакк (делающее истинным) (см. Истина [ИСТИНА]),поскольку первоначало дает истинность само себе и составляет условие истинности всего ряда вещей, происходящих от него. «Имеющее необходимость существования благодаря другому» Ибн Сн вынужден разделить на «имеющее необходимость существования благодаря другому постоянно» (вджиб ал-вуджд би-гайри-хи д’и-ман), под чем подразумеваются метафизические Разумы и соответствующие небесные сферы, и «имеющее необходимость существования благодаря другому в какое-то время» (вджиб ал-вуджд би-гайри-хи вактан м), т.е. все прочее сущее, хотя это деление нарушает логику определения «возможного». Первоначало считается обладающим необходимостью существования благодаря своей самости в арабоязычном перипатетизме [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ], ишракизме [ИШРАКИЗМ]и суфизме [СУФИЗМ], но не в исмаилизме [ИСМАИЛИЗМ], где Бог понимается как стоящий выше необходимости и существования. Необходимое может передать необходимость другому. «Дающим необходимость» (мджиб) называется то, что превращает возможное в необходимое, будь то в сфере существования или мысли. Необходимость, вытекающая из самости, связывается с «отсутствием нужды» (истигн’, гинан), чем первоначало отличается от всего прочего сущего, возможного по самости и нуждающегося в «дающем необходимость». Отсутствие нужды отличается от «независимости» (истиклл), означающей существование в самости или воплощенности (см. Существование [СУЩЕСТВОВАНИЕ]). Представление о передаче необходимости обосновывает и понятие причинности. В арабоязычном перипатетизме, исмаилизме и ишракизме такая передача необходимости, влекущая существование, описывается как строго упорядоченная, где каждое сущее дает необходимость следующему, и только следующему в ряду. В суфизме первоначало связано с каждым возможным напрямую, что вызвано отказом от концепции линейной причинности.
А.В.Смирнов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru