Определение слова «Мокраняц С.»

Музыкальная энциклопедия:

(Мокраoeац) Стеван (наст. фамилия Стоянович; Стоjановић) (28 XII (9 I) 1856, Неготин — 15 (28) IX 1914, Скопле) — серб. композитор, фольклорист, хор. дирижёр, скрипач, педагог и обществ. деятель. В детстве самостоятельно научился играть на скрипке, позднее брал уроки скрипичной игры, изучал основы теории музыки, занимался композицией. В 1872-73 руководил в Неготине певч. об-вом, собирал нар. мелодии. Будучи студентом филологич. ф-та Белградского ун-та, принимал участие в работе Белградского хор. об-ва, состоял членом его совета. С 1876 преподавал в школе для начинающих хористов, работал как хор. дирижёр. С 1879 учился в Мюнхене у Э. Закса (теория музыки), затем в Академии музыки в Мюнхене у И. Рейнбергера (композиция). Возвратившись в Белград, преподавал пение, руководил хором об-ва "Станкович". В 1884 исп. первой хор. рапсодии — "Руковета" принесло М. известность. В том же году совершенствовался в Риме в консерватории Академии "Санта-Чечилия", в 1885 в Лейпциге. С 1887 рук. Белградского хор. об-ва, в 1889-93 участник (2-я скрипка) организованного им струн. квартета. В 1899, совм. с пианистом Ц. Манойловичем, основал в Белграде муз. школу ("Српека музичка школа"), положившую начало муз. образованию в Сербии. В 1907 участвовал в создании Т-ва серб. музыкантов. Значительна была деятельность М. как фольклориста, хор. дирижёра и композитора хор. музыки. Его работы как собирателя нар. песен были этапными для развития югосл. муз. фольклористики (в 1896 предпринял фольклорную экспедицию в юж. области Сербии, записал св. 100 нар. напевов). Ок. 30 лет М. руководил Белградским хор. об-вом, деятельность к-рого способствовала развитию хорового иск-ва Сербии. Возглавляя хор, М. довёл исполнит. мастерство коллектива до высокого художеств. уровня. С этим хором выезжал во мн. страны, популяризируя музыку братских народов Югославии; в 1896 совершил гастрольную поездку по России. М. высоко ценил рус. музыку. Как композитор прославился пятнадцатью "Руковетами", основанными на искусно отобранных и мастерски обработанных нар. напевах сербов, черногорцев, македонцев и др. народов Югославии. В хор. рапсодиях — "Руковетах" М. создал самобытный стиль хор. письма, осн. на органич. сплетении самостоятельно развивающихся мелодич. голосов. "Руковеты" отличаются полнозвучием, красочностью. Их историч. значение заключается в утверждении новых принципов гармонизации нар. напевов, вытекающих из внутр. логики их мелодич. структуры. Особенно значителен десятый "Руковет" — "Охридская легенда", к-рый является не только вершиной хор. стиля М., но и отправной точкой и художеств. основой всего дальнейшего развития серб. реалистич. музыки. Среди др. соч. М. известны "Приморские напевы" ("Приморские напjеви") для смешанного хора, церк. музыка ("Литургия", "Заупокойная"), две песни для голоса и фи. "Лем Эдим" и "Три героя" ("Три jунака").
Литература: Мартынов И., Стеван Мокраньяц и сербская музыка, М., 1958; Ямпольский И. М., Музыка Югославии, М., 1958, с. 35, 70-73; Моноjловић Коста П., Живот и дела Стевана Ст. Мокраoeца, Београд, 1923; Коoeовић П., Стеван Мокраoeац, Београд, 1956; Живковић М., Руковети Ст. Ст. Мокраoeца. Аналитична студиjа, Београд, 1957; Зборник радова о Стевану Мокраoeцу, Београд, 1971; Музичка школа "Мокраoeац". 1899-1974, Београд, 1974.
И. М. Ямпольский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru