Определение слова «Мейерхольд В. Э.»

Музыкальная энциклопедия:

Всеволод Эмильевич (28 I (9 II) 1874, Пенза — 2 II 1940, Москва) — сов. режиссер и актер. Нар. арт. Республики (1923). Чл. КПСС с 1918. В 1896-98 учился в драм. классе (рук. В. И. Немирович-Данченко) муз. драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. В 1898-1902 актер Моск. Художеств. т-ра. С 1902 работал как режиссер в "Товариществе новой драмы", в Студии на Поварской (Москва), в Т-ре В Ф. Комиссаржевской (Петербург), в Александринском т-ре и др. В 1920-38 возглавлял драм. т-р в Москве (в 1920-21 — Т-р РСФСР 1-й, с 1923 — Т-р им. Мейерхольда). М. придавал большое значение муз. стороне драм. спектакля (привлекал к сотрудничеству таких композиторов, как А. К. Глазунов, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и др.). В постановках М. щедро и многообразно представленная звуковая партитура (от ритмически и мелодически точно проработанного звучания речи до прямого введения музыки) находилась в строгом соответствии, а в нек-рых случаях в намеренно контрастном сопоставлении с зрительно-пластич. стороной. Выступал как режиссер в муз. т-ре. Пост. оперы "Тристан и Изольда" Вагнера (1909), "Орфей и Эвридика" Глюка (1911), "Электра" Р. Штрауса (1913), "Каменный гость" Даргомыжского (1917) в Мариинском т-ре. В 1935 осуществил на сцене Малого оперного т-ра пост. "Пиковой дамы", стремясь приблизить спектакль к лит. первоисточнику, он перенес действие оперы в нач. 19 в., поставив ее по новому либретто В. И. Стенича, существенно отличавшемуся от прежнего. Поэтому при ярких режиссёрских удачах в построении действия возникали противоречия между новым либретто и музыкой, спектакль вызывал полемические отклики (И. И. Соллертинский, В. М. Богданов-Березовский и др). В 1938 был приглашен в качестве режиссера в возглавлявшуюся К. С. Станиславским оперную студию (начал работу над пост. оперы "Семён Котко" Прокофьева).
Сочинения: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч 1-2, M., 1968.
Литература: Соллертинский И. И., Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия, в кн.: История советского театра, т. I, Л., 1933; "Пиковая дама", сб. статей и материалов, Л., 1935; Гозенпуд А., Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963, с 233-38, Кристи Г., Станиславский и Мейерхольд, "Октябрь", 1963, No 3, Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, M., 1960; Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, M., 1967; Рудницкий К., Режиссёр Мейерхольд, (M., 1969); Бубенникова Л., Мейерхольд и Шостакович (из истории создания оперы "Нос"), "СМ", 1973, No 3.
Б. И. Ростоцкий.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru