Определение слова «Маны»

Толковый словарь Ефремовой:

маны мн.
Души умерших предков, покровительствующие своему роду и почитающиеся как божества (в древнеримской мифологии).

Большой словарь иностранных слов:

[лат. manes] – по верованиям древних римлян – души умерших предков, почитавшиеся как божества (см. также лары).

Мифологическая энциклопедия:

(Manes)
в римской мифологии боги загробного мира (Serv. Verg. Aen. I 143; III 63), затем обожествленные души предков (dii parentum, dii parentes, V 47). В честь М. в дни поминовения приносились жертвы: в Каристии, когда за трапезой собиралась вся родня и якобы присутствовали умершие родственники, на могилы приносили угощения; сами могилы украшались цветами; в паренталии открывался обычно закрытый «камнем М.» (lapis manalis) вход в подземелье — мундус, считавшийся входом в мир мертвых (Ovid. Fast. IV 821 след.). М., в отличие от лемуров, назывались добрыми богами, но и они вызывали опасения; с ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылавшая безумие, иногда отождествлявшаяся с матерью ларов, так же как впоследствии сами М., интерпретировавшиеся уже как души умерших, сливались с ларами и гениями. М. считались также хранителями гробниц. С конца республики вошло в обычай начинать эпитафии с посвящения М. с просьбой даровать покойному загробное блаженство за добродетельную жизнь. Е. Ш.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
маны, -ов и ман, ед. ман, -а (мифол.)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Manes) — собственно добрые, или светлые, души умерших. Слово manes — множественное число прилагат. manis, которое antiqui dicebant вм. bonus (Varro L. L. VI, 4); в позднейшей классической латыни это сл. употреблялось обыкновенно с сущ. dii, а также в словах mane sc. tempus — доброе время, т. e. утро, и immanis — недобрый, ужасный, чудовищный. В связи с тем же именем стоят имена божеств Mana Genita, помогавшая при родах, и Cerus Manus (= creator bonus), упоминавшийся в песне Салиев. Под М. подразумевают обоготворенные блаженные души умерших, культ которых относится к древнейшему времени религиозной жизни римлян (ср. Fustel de Coulanges, "La cit antique"): культ их предусмотрен уже в законах XII таблиц. Это — примиренные и благосклонные духи предков, покровительствующие своему роду (ср. Евмениды). Как обоготворенные души, М. близки к ларам, ларвам и лемурам (см.). С императорского времени на гробницах стали писать буквы D. М. или D. M. S. (= Diis Manibus или Diis Mainbus Sacrum), чем обозначалось отождествление покойного с его богом-хранителем. В последнем значении слово manes совпадает со словами Genius и Juno, которые, по занесенному с Востока обычаю, писались на надгробных плитах. На греческих памятниках писали: . В колумбариях ставились алтари для принесения жертв подземным богам. Местопребывание М. считалось под землей; в связи с этим сл. manes часто употребляется вм. inferi (= подземное царство). Как добрые духи, они назывались еще dii propitii. Служение М. лежало на обязанности понтифекса (со времен Нумы). В древнее время им приносились человеческие жертвы; позднее они заменились праздником мертвых, feralia, который справлялся ежегодно в феврале; кроме того М. почитались еще 23 мая, в праздник rosalia, и 23 марта, в праздник Violaria. Февральский праздник от 13 до 20 числа носил общее название dies parentales или parentalia.
Ср. Gatherius, "Da jure Manium" (in Graev. Thes. 12 p. 1200; Лпц., 1671); Schoemann, "De diis Manibus Lan bus et Geniis" (1840); Fayout et Daniel Lacombe, "Du jus sepulcri en droit romain" (П., 1885-86).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru