Определение слова «Логографы»

Большой энциклопедический словарь:

ЛОГОГРАФЫ (от греч. logos — слово, сочинение и...граф) — 1) первые представители исторической прозы в древнегреческой литературе (6-5 вв. до н. э.); записывали устные предания о мифических и исторических событиях, описывали чужие земли и быт народов.
2) Составители судебных речей в Афинах (с кон. 5 в. до н. э.) от имени клиентов применительно к их характеру, образованности и т. п. — для личных выступлений сторон на суде. Виднейшим из логографов был Лисий.

Большая советская энциклопедия:

Логографы
(греч., единственнок число logogrphos, от lgos — слово, прозаическое произведение и grpho — пишу)
1) авторы первых сочинений древнегреческой исторической прозы. Первые Л. появились в Ионии в середине 6 в. до н. э. Различают два поколения Л.: старшее (6—1-я половина 5 вв. до н. э.; Кадм Милетский, Гекатей Милетский, Харон, Скилак и др.) и младшее (2-я половина 5 в. до н. э.; Ксанф, Ферекид, Гелланик и др.). Опираясь на мифы, предания, Л. пытались восстановить легендарную историю греческих полисов, «варварских» стран, генеалогию аристократических родов (это видно из дошедших фрагментов сочинений Гекатея, Харона, Ксанфа). Некоторые сочинения Л., основанные на личных впечатлениях от путешествий, содержат ценные этнографические и географические сведения (сочинения Гекатея, Скилака). Младшие Л. на основе городских хроник, списков должностных лиц и т. д. пытались установить хронологическую последовательность событий раннегреческой истории. Наиболее известна «Аттида» Гелланика — летопись событий из истории Афин и древних греческих полисов.
Л. считали, что в основе эпической традиции лежат реальные события, и пытались выявить их, идя по пути наивно-рационалистического толкования мифов, устранения из них несообразностей, сверхъестественного элемента. От сочинений Л. сохранились лишь скудные фрагменты. Изд. отрывков трудов Л.: Mller С., Fragmenta historicorum Graecorum, v. 1—5, P., 1846—70; Jacoby F., Die Fragmente der griechis chen Historiker, v. 2—3 Leiden, 1961—64.
Лит.: Pearson L., Early Jonian historians, Oxf., 1939.
2) В Афинах (с конца 5 в. до н. э.) составители речей для выступления тяжущихся сторон в суде. Готовили речи, сообразуясь с индивидуальностью «заказчика». Самым знаменитым Л. был Лисий.

Большой словарь иностранных слов:

[ гр.] – древнегреческие писатели, излагавшие в прозе народные предания и эпические поэмы.

Советская историческая энциклопедия:

(греч. ед. ч. logograpos, от logos — слово, прозаич. произведение и grapo — пишу) — авторы первых соч. греч. историч. прозы. Первые Л. появились в Ионии в сер. 6 в. до н. э. Различают два поколения Л.: старшее (6 — 1-я пол. 5 в. до н. э. — Кадм Милетский, Гекатей Милетский, Харон, Скилак и др.) и младшее (2-я пол. 5 в. до н. э. — Ксанф, Ферекид, Гелланик и др.). Опираясь на мифы, предания, Л. пытались восстановить легендарную историю греч. полисов, "варварских" стран, генеалогию аристократич. родов (как это видно из дошедших фрагментов "Генеалогии" Гекатея, "Персидских дел" Харона, "Лидийских дел" Ксанфа). Нек-рые соч. Л., основанные на личных впечатлениях от путешествий, содержат ценные этнографич. и географич. сведения (см. фрагменты "Землеописания" Гекатея, "Путешествия по Индии" Скилака). Младшие Л. на основе гор. хроник, списков должностных лиц и т. д. пытались установить хронологич. последовательность событий раннегреч. истории. Наиболее известна "Аттида" Гелланика — летопись событий из истории Афин и др. греч. полисов.
=====
Л. считали, что в основе эпич. традиции лежат реальные события и пытались выявить их, но шли по пути наивно рационалистич. толкования мифов, устранения из них несообразностей, сверхъестеств. элемента. Расцвет деятельности Л. был обусловлен развитием политич. самосознания граждан, в первую очередь демократич. полисов. От соч. Л. сохранились лишь отрывки (С. Mller, Fragmenta historicorum Graecorum, v. 1-5, P., 1846-1870; F. Jacoby, Die Fragmente der griechischen Historiker, n. 3, Leiden, 1950-58, neue Aufl., 1961).
=====
Лит.: Pearson L., Early Jonian historians, Oxf., 1939.
=====
Я. А. Ленцман. Москва.

Большой юридический словарь:

(от гр. logos — слово, сочинение) — составители судебных речей в афинах (с конца v в. до н.э.) от имени клиентов применительно к их характеру, образованности и т.п. для личных выступлений сторон на суде. виднейшим из л. был лисий.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Первые греч. историки до Геродота названы у Фукидида (I, 21,1) логографами и поныне так называются историками литературы. Родиной Л. была Иония и о-ва — место расцвета ранней поэзии и науки. По духу повествования Л. примыкают к Гомеру и эпикам, на что указывает и характер их языка. Обычными темами их сочинений были так назыв. "основания городов" (), генеалогии, описания обычаев отдельных народов и географических достопримечательностей. Сочинения Л. были общедоступны. В большинстве случаев они писали, желая увековечить славу какого-нибудь рода или прославить родной город, иногда же просто для того, чтобы поделиться с публикой интересными рассказами или фактами. Большую роль в их исторических и географических рассказах играл сказочный элемент, который они умели еще отделять от исторического. Рассказы Л. имели преимущественно местный, а не общий характер; Л. черпали из обильного источника народной саги, выбирая сюжеты, не затронутые еще поэтами, и излагали то, что слышали вокруг себя: отсюда простота повествования. Язык Л. был тот же, что и у ионических писателей, — ионический разговорный диалект. Особенно обилен сочинениями Л. (до 30-ти имен) V в., но они все погибли, кроме незначительных отрывков. Древнейшим из Л. был Кадм милетский (жил в середине VI в.), которого некоторые считали первым по времени прозаиком. Ему приписывали хронику под заглав.: " ", в 4 книгах. Более известен Акузилай, уроженец беотийского Аргоса, живший во 2-й половине VI в. С его именем известно произведение "". Рассказ начинался с хаоса; затем говорилось о богах, о появлении первого человека — Форонея, о распространении человческих родов. Из современников персидских войн известны Скилак, автор путешествия по Индии (), и особенно Гекатей милетский (см. в прилож.), записки которого имеют уже научный характер и служат переходом к позднейшей истории или, вернее, истор. географии. После Гекатея упоминаются: Харон лампсакский (, , , ), Евгеон самосский ( ), Дионисий милетский (), Деиох, Евдем паросский, Демокл, Амелесагор, Феаген. Из младших Л., писавших незадолго до пелопоннесской войны, известны: Ксанф лидийский (, в 4 кн.), Ферекид афинский или леросский (не смешивать с философом и теологом — Ферекидом сиросским), автор соч. , или , или (эти 3 заглавия смешиваются) в 10 кн. Особенной известностью пользовался Гелланик (см. прилож.). Антиох сиракузский, сообщивший Фукидиду много данных о сицилийских древностях, написал " " в 9 кн. (до 424 г.) и соч. об Италии. Из остальных Л. более известны: Стезимброт фазосский, Гиппис (, , , ), Главк ( ), Дамаст (писавший о предках троянских героев, о народах и городах, о поэтах и философах), Геродор (писавший о Геракле и Аргонавтах). Позднее критические и научные произведения аттических и александрийских писателей вытеснили литературу Л., отчего мы так мало и знаем о ней. Ср. С. Mller, "Fragmenta historicorum graecorum" (П., 1841-70); Schfer, "Abriss d. Quellenkunde der griechischen und rmischen Geschichte" (Лпц., 1882); Creuzer, "Die historische Kunst der Griechen" (Лпц., 1845); Ulrici, "Charakteristik der griechischen Historiographie" (Б., 1833); Lipsius, "Quaestiones logographicae" (Лпц., 1886); Neumann, "De Charone Lampsaceno" (Бреславль, 1880); Preller, "De Hellanico Lesbio historico" (1840); A. Croiset, "Histoire de la littrature grecque" (1890); W. Christ, "Geschichte der Griechischen Litteratur" (1890).
H. О.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru