Определение слова «Ливерпул»

Большой энциклопедический словарь:

ЛИВЕРПУЛ (Liverpool) Роберт Банкс Дженкинсон (Jenkinson) — граф Ливерпул (1770-1828) — премьер-министр Великобритании в 1812-27; тори. В 1804-06 и 1807-09 министр внутренних дел. в 1809-12 военный министр и министр колоний.
ЛИВЕРПУЛ (Ливерпуль) (Liverpool) — город в Великобритании, в Англии, административный центр метрополитенского графства Мерсисайд. 475 тыс. жителей (1991). Порт при впадении р. Мерси в Ирландское м. (грузооборот ок. 15 млн. т в год). Судостроение и судоремонт, авто- и авиастроение, электротехническая, химическая, бумажная, пищевая промышленность. Фондовая и товарная биржи. Университет. Публичный музей, Художественная галерея Уокера. Ливерпул впервые упоминается ок. 1191. С сер. 17 в. один из центов торговли с колониями. Госпиталь и ратуша в стиле классицизма (18 в.) — многочисленные деловые и торговые здания (19-20 вв.).

Большая советская энциклопедия:

I
Ливерпул (Liverpool)
Роберт Банкс Дженкинсон (7.6.1770, Лондон, — 4.12.1828, там же), граф, английский государственный деятель; Тори. В 1801—04 министр иностранных дел, в 1804—06 и 1807—09 министр внутренних дел, в 1809—12 военный министр и министр колоний, в 1812—27 премьер-министр. Правительство Л. вело активную борьбу против наполеоновской Франции. Оно подавило национальное движение в Ирландии, проводило жестокие репрессии против демократического и рабочего движения внутри страны (см. «Питерлоо»).
II
Ливерпул (Liverpool)
город в Великобритании, в графстве Ланкашир, на правом берегу р. Мерси, у её впадения в Ирландское море. 606,8 тыс. жителей (1971). Л. вместе с пригородами, расположенными по обоим берегам реки и связанными между собой ж. д. и автодорогами, туннелями и паромами, образует конурбацию Мерсисайд с населением 1,3 млн. человек. Из экономически активного населения конурбации в промышленности занято 35%, на транспорте 13%, в торговле, финансовых учреждениях и услугах 44,5%, в строительстве 7,5%.
Л. — важнейший транспортный узел, второй по значению и грузообороту (24 млн. т в 1970) после Лондона порт страны. Манчестерский канал связывает Л. с Манчестером. Ввозятся продовольствие, цветные металлы (черновая медь и концентраты), железная руда, нефть, каучук, хлопок и др.; в вывозе преобладает продукция машиностроения, текстильная и химическая промышленности, нефтепереработки, трубы.
В Л. — фондовая и товарные биржи (хлопковая, зерновая, фруктовая). Промышленность тесно связана с портом и внешней торговлей; выделяются 4 группы отраслей: судостроение, судоремонт, производство судовых машин; отрасли, перерабатывающие импортное сырьё, крупная пищевая (в том числе мукомольная, сахарная, табачная), а также цветная металлургия, резиновая, химическая, бумажная; отрасли, связанные с обслуживанием населения, швейная, полиграфическая, кондитерская и др.; новые отрасли — электротехника, автомобильная, авиационная и нефтеперерабатывающая. Две первые группы отраслей размещаются близ порта (судостроение в Беркенхеде), третья — во внутренних кварталах города, четвёртая — на периферии конурбации в новых пригородах — Керкби, Спике, Хейлвуде, Хутоне, Элсмир-Порте, нефтепереработка — в Станлоу, у входа в Манчестерский канал. В Л. — университет. Впервые название «Л.» упоминается около 1191. В 1207 Л. получил права города. С 13 в. порт. Со 2-й половины 17 в. стал приобретать всё большее значение в торговле с английскими колониями в Америке. В 18 в. занимал 1-е место по работорговле и стал 2-м (после Лондона) по значению английским портом. Перед отменой работорговли (1807) ею занимались 185 ливерпульских кораблей, перевозивших более 49 тыс. негров-рабов в год. В 19 в. стал главным английским портом по ввозу хлопка и вывозу хлопчатобумажных изделий, его население выросло с 80 тыс. (1800) до 685 тыс. (1901). Л. — крупный центр рабочего движения Великобритании.
Архитектурные сооружения: в стиле классицизма — госпиталь Олд-Блю-Кот (1714—18) и ратуша (1748—97); в стиле неоклассицизма — городской зал Сент-Джорджс-холл (1842—54, архитекторы Х. Элмс, Ч. Коккерелл) и Английский банк (1845—48, архитектор Ч. Коккерелл); в стиле неоготики — собор (1904—24, длина 189 м, архитекторы Дж. Г. Скотт Младший); в эклектическом духе — гигантские здания фирм; в современном стиле — жилые массивы (Крокстет, Спарроу-холл), католический собор (1967, архитектор Ф. Гибберд). В центральных районах с 19 в. строятся многоэтажные дома. В старой части города преобладают низкие неблагоустроенные дома вдоль узких улиц. Обширны районы трущоб. Художественная галерея Уокера.
Лит.: Chandler G., Liverpool, L., 1957.

Ливерпул.

Ливерпул. Вид доков.

Ливерпул. Городской зал Сент-Джорджс-холл. 1854—54. Архитекторы Х. Элмс, Ч. Коккерел.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Liverpool), Роберт Банкс Дженкинсон (7.VI.1770 — 4.XII.1828) — англ. политич. деятель, тори. В 1801-04 — мин. иностр. дел, в 1804-06 — мин. внутр. дел в кабинете Питта Младшего, в 1809-1812- военный мин. и мин. колоний, в 1812-27 — премьер-министр. Пр-во Л. активно вело борьбу с Наполеоном. Оно подавило нац. движение в Ирландии (1822), внутри страны проводило политику жестоких репрессий против демократич. и рабочего движения, особенно в 1817-19 (см. "Питерлоо").
=====
Лит.: Brock W. R., Lord Liverpool and liberal Toryism 1820 to 1827, Camb., 1941.
2.
(Liverpool) — город на З. Великобритании, в графстве Ланкашир. Крупный порт. 745 т. ж. (1962); в границах Большого Л. или конурбации Мерсисайд — 1386 т. ж. (1961).
=====
Впервые название "Л." упоминается в документе, датируемом ок. 1191. В 1207 Л. получил права города. С 13 в. использовался как порт для связи с Ирландией и не играл большой роли. Со 2-й пол. 17 в. стал приобретать все большее значение в торговле с англ. колониями в Сев. Америке и Вест-Индии. В 18 в. занимал 1-е место по работорговле и стал 2-м (после Лондона) по значению англ. портом. Перед отменой работорговли (1807) ею занимались 185 ливерпулских кораблей, перевозивших более 49 тыс. негров-рабов в год. "Ливерпуль, — писал К. Маркс,вырос на торговле рабами" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 769). В 19 в. Л. стал гл. англ. портом по ввозу хлопка и вывозу хл.-бум. изделий, его нас. выросло с 80 тыс. (1800) до 685 тыс. (1901). В нач. 20 в. значение Л. как центра междунар. торговли уменьшилось. Кризис 1929-33 особенно сильно поразил Л. (число безработных достигло 100 т. ч.). Через Л. проходит ок. 1/4 внешнеторг. оборота страны. Значит. развитие получила пром-сть, связанная с портом (судостроение и др.) и переработкой импортного сырья (цветных металлов, нефти, зерна). Ун-т (1903). Гор. музей (в т. ч. коллекция англо-сакс. Историч. древностей) (1851).

Топонимический словарь:

о. см. Буве, о

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru