Определение слова «Литавра»

Большой энциклопедический словарь:

ЛИТАВРА (литавры) (от греч. polytaurea; итал. мн. ч. timpani, нем. Pauken) — ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в., обычно употребляются 2 и более литавр.

Большая советская энциклопедия:

Литавра
(вероятно, от позднегреч. polytaura, от греч. poly — много и taura — барабан)
ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. С 17 в. входит в состав оркестров. Котлообразный корпус Л. (из меди, латуни или алюминия) покрыт сверху кожаной мембраной. Строй инструмента регулируется степенью натяжения мембраны (при помощи винтов) или педального механизма. Внизу в центре корпуса имеется резонаторное отверстие. Звук Л., гулкий, раскатистый, извлекается двумя палочками. В оркестре используются комплекты из 2—5 и более различно настроеных Л.

Толковый словарь Даля:

литавра
ЛИТАВРА ж. род музыкального барабана; медный котлища полушаром, затянутый кожей (ослиною, козлиною, телячьею) с винтами или невольками для строя: употребляется попарно. Служил он конного полку пегой (пешей) кобылой под литаврами. Литаврные ноты, писанные для литавров. Литавровые звуки, гул. Литаврщик м. музыкант, бьющий в литавры. литаврков, ему принадлежащ.; литаврщичий, к нему относящ.

Музыкальная энциклопедия:

(вероятно, от позднегреч. polytayrea, от греч. polys — многочисленный и tayrea — барабан; итал. timpani, франц. timbales, нем. Pauken) — ударный муз. инструмент древнего (вост.) происхождения. В Европе известен с 15 в., с 17 в. входит в состав оркестра. Котлообразный корпус Л. из меди, латуни или алюминия покрыт сверху хорошо выделанной кожей — мембраной. Строй инструмента регулируется степенью натяжения его мембраны при помощи винтов (винтовые литавры) или специального педального механизма, объединяющего действия винтов (механические литавры; изобретение педалей для Л. приписывается Ф. Дробишу). Внизу в центре корпуса имеется резонаторное отверстие. Звук Л. — гулкий, раскатистый (характерно тремоло, создающее яркие динамич. эффекты), извлекается 2 палочками с шарообразными головками, обтянутыми пушистой материей (фильцем). В оркестре используются комплекты из 2-5 и более различно настроенных инструментов, чаще всего 3 — большая Л. (F — с), средняя (А — d) и малая (с — f). Нотируются в басовом ключе. В партитуре размещаются непосредственно под группой медных духовых инструментов.
Литература: Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 320; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 189.
С. Я. Левин.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

диплипито
инструмент
нагара
нагора
нугула
тавляк
тимпан
тулумбас

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

литавры (timpani — ит., Pauken — нем., timbales — фр.) — ударный инструмент, состоящий из металлического полушария и металлического обруча с кожей, которая с помощью винтов растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук выше, и наоборот. По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока. Л., покрытые полотном или сукном, дают глухой звук (timpani coperti). В оркестре применяются преимущественно две Л.: большая и малая. Каждая Л., настроенная в известном тоне, может издавать при ударе только один звук. Звуки Л. обозначаются нотами в басовом ключе. Вследствие различных степеней натягивания кожи на большой Л. она может издавать звуки хроматической гаммы от фа в большой октаве до до в малой, а на малой Л. — от си в большой октаве до фа включительно в малой октаве. В больших оркестрах применяются три Л.: две малые и одна большая, режеодна малая и две большие. У Мейербера в "Роберте", во втором действии, применены четыре Л.: две большие и две малые. Большим количеством Л. пользовался в своих сочинениях Берлиоз. По двум Л. ударяют большею частью попеременно, гораздо реже — одновременно. Перестраивание Л. в настоящее время облегчено вследствие замены винтов механизмом, перестраивающим Л. моментально. Скорость переменных ударов на Л. может быть весьма большая (tremolo). Оттенки от самых сильных до самых слабых вполне доступны. Чем звук ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и легче. Л. введены в оркестр при Люлли (во второй половине XVII столетия). Они составляют необходимую принадлежность каждого симфонического оркестра; применяются и в военных оркестрах, преимущественно кавалерийских.
И. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru