Определение слова «Лигети Д.»

Музыкальная энциклопедия:

(Ligeti) Дьёрдь (р. 28 V 1923, Дичёсентмартон, Трансильвания, ныне Тырнэвени, Румыния) — венг. композитор и музыковед. Учился в консерватории в Клуже, затем у Ф. Фаркаша и Ш. Верешша (композиция) в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште (1945-49), по окончании к-рой преподавал там теоретич. предметы. Одновременно занимался собиранием рум. фольклора в Трансильвании. В 1956 эмигрировал в Вену. С 1957 работает в студии электронной музыки при Кёльнском радио (создал ряд соч. для электронных инструментов). С 1959 читает курс лекций об электронной и серийной музыке на Междунар. летнем семинаре в Дармштадте, пропагандируя музыку совр. авангардистов. С 1961 преподаёт (эпизодически) композицию в Высшей муз. школе в Стокгольме. В своих лит. работах отстаивает позиции элитарного модернистского иск-ва, одним из представителей к-рого он является в качестве композитора. Экспериментирует в сфере муз. инстр. "театра абсурда" — сочетает лишённый содержания муз. язык, построенный на фонетич. звукосочетаниях, с эмоциональностью, богатством ассоциаций. Автор теоретич. статей в журн. "Die Reihe" и др.
Сочинения: балет Лонтано (конц. исп. 1971); для солиста, хора и орк. — Реквием (1962-65); для орк. — Появления (Apparitions, 1960, 1-я Рим. пр. 1964); Лонтано (Lontano, 1967); Камерный концерт для 13 инструментов (1970); Концерт для влч. с орк. (1966); камерно-инстр. ансамбли — струн. квартет Ночные метаморфозы (Mйtamorphoses nocturnes, 1954); для голоса и инстр. ансамбля — Приключения (Aventures, для 3 голосов и 7 струнных, 1963) и Новые приключения (Nouvelles aventures, для сопрано и 7 инструментов, 1966); симф. поэма для 100 метрономов и др.; электронная музыка — Артикуляция (Artikulation, 1958); соч. для фп.; хоры a cappella — Ночь (Йjszaka) и Утро (Reggel, оба — 1956); для органа — Объёмы (Volumina, 1962); для чембало — Continuum (1970); песни.
Литературные сочинения: Egy aradmegyei romбn egyьttйs, Bdpst, 1953; La polyphonie dans la musique populaire, Bdpst, 1953; Traitй dharmonie classique, Bdpst, 1954; Klasszikus цsszhangzatte, 1956; Entscheidung und Automatik in der Structure I-a von Pierre Boulez, Bdpst, "Die Reihe", 1958, (Bd) 4; Wandlungen der musikalischen Form, там же, 1960, (Bd) 7; Ьber die Harmonik in Weberns Erster Kantate, "Darmstдdter Beitrдge zur neuen Musik", 1960, (Bd) 3; Fragen und Antworten von mir selbst, "Melos", 1971, Jahrg. 38, H. 12, S. 509-16.
Литература: Zosi G., A proposito di Ligeti, "Nuova rivista musicale italiana", 1974, No 2, apr. — giugno, p. 234-38.
Ш. Э. Каллош.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru