Определение слова «ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ»

Новая философская энциклопедия:

ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ () (6 в.) – византийский монах и богослов. О его жизни почти ничего не известно. Родился в Иерусалиме, по его собственным словам в молодости был несторианином, затем возвратился в православие. Автор трех сочинений, посвященных христологической полемике: «Против несториан и евтихиан», «30 глав против Севира Антиохийского», «Против обманов аполлинаристов». Опираясь на вероопределение Халкидонского собора 451, что Христос существует в двух природах () и одной ипостаси (), Леонтий стремится дать точное определение этих понятий, опираясь на аристотелевские логические категории. Природу он отождествляет с сущностью (). Природа означает общность происхождения, т.е. нечто обобщающее. Но реально существуют только отдельные вещи, которые Леонтий вслед за каппадокийцами [КАППАДОКИЙЦЫ]определяет понятием «ипостась». Природа реально существует только в ипостаси. Однако существование какой-либо природы в данной ипостаси не значит, что это ипостась данной природы. Природа может осуществиться не только в присущей ей ипостаси, но и в ипостаси иной природы, поэтому существуют одноприродные и составные ипостаси. Примером последней является человек, представляющий собой одну ипостась, но состоящий из двух природ – души и тела. Т.о., в составной ипостаси одна природа существует в ипостаси другой. Чтобы описать способ такого соединения, Леонтий вводит термин «воипостасность» (). Ипостась есть что-то или кто-то, воипостасность же указывает на то, что существует в другом, и означает соединение природ в одной ипостаси без слияния и без утраты свойств природ; Леонтий именует это ипостасным единством. Воплощение Бога Слова, будучи тайной, является нам в лице Христа, в котором соединились совершенный Бог, «один из Святой Троицы», и совершенный человек, «один из нас». Единая ипостась Богочеловека, обозначаемая именем Христа, есть ипостась Бога Слова, восприемлющая человеческую природу, и притом индивидуализированную человеческую природу – Христос как человек отличается своими индивидуальными признаками от других людей. Он «один из нас». Леонтий говорит о воплощении как втором рождении Слова, а не человеческой природы Христа от Девы Марии, поскольку Его человеческая природа существует только в Слове. Т.о., понятие ипостаси выражает единство личности Христа, а понятие воипостасности определяет полноту реальности в Нем человеческой природы. Работа Леонтия оказала влияние на последующее развитие христианского богословия в течение всего Средневековья.
Сочинения:
1. MPG, t. 86.
Литература:
1. Соколов В. Леонтий Византийский, его жизнь и литературные труды. Сергиев Посад, 1916;
2. Evans D.В. Leontius of Byzantium: an Origenist Christology. Wash., 1970;
3. Otto S. Person und Subsistenz: die philosophische Anthropologie des Leontios von Byzanz. Ein Beitrag zur sptantiken Geistesgeschichte, Mnch., 1968;
4. Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Lpz., 1887.
А.В.Иванченко

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(иерусалимский)
(по месту рождения — византийский, по месту пребывания — иерусалимский) — церковный историк и богослов-ересеолог († около 590 г.). Сначала принадлежал к еретикам-несторианам, но потом, обратившись к православию, сделался ревностным обличителем как несторианской, так и других ересей. Соч. его: "Книга о сектах (обзор еретических мнений о Св. Троице), "Три книги против несториан и евтихиан" (здесь же истории этих ересей и опровержения учения еретиков и афтартодокетов), "Семь книг против несториан", "Книга против монофизитов, "Тридцать глав против Севера" (еретика-монофизита), "Решение силлогизмов Севера", "Против обманов аполлинаристов". Соч. Л. изданы в "Magna bibliotheca patrum" (Пар., 1644, т. XI), "Bibliotheca patrum Gollandi" (т. XII), "Collectio auctorum" Maii, "Patrologiae cursus compl." Миня (т. LXXXVI, греч. серии). Л. византийского, или иерусалимского, не следует смешивать с другими, носившими то же имя, каковы: Л. кипрский († 620), епископ г. Неаполя на о-ве Кипре, автор житий Иоанна Милостивого и Симеона юродивого, догматического сборника и нескольких слов (см. Migne, "Patrologiae" ser. graeca, т. XCIII); Л. антиохийский; Л. — хронограф византийский (около 920 г.), составивший жизнеописание императора Льва Армянина.
Н. Б-в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru