Определение слова «Курт Э.»

Музыкальная энциклопедия:

(Kurth) Эрнст (1 VI 1886, Вена — 2 VIII 1946, Берн) — швейц. музыковед-теоретик. Учился в Вене у Р. Гунда (муз. теория, фп.) и Г. Адлера (музыковедение). В 1908 защитил диссертацию "Стиль опер-сериа Глюка до ?Орфея?", за к-рую получил степень доктора философии. Преподавал в Виккерсдорфе (Швейцария), с 1912 — в Берне (с 1920 профессор музыковедения ун-та) Муз.-эстетич. взгляды К. сложились под влиянием идеалистич. философских учений А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. К. рассматривал музыку не как своеобразную форму художеств. отражения действительности, но как "психические напряжения", лишь "проецирующиеся" на материю, на "временную и пространственную сторону явления". В соответствии с учением Шопенгауэра он полагал, что эти "психические напряжения" не вторичны по отношению к силам физич. и органич. природы, но, как и они, представляют объективизацию некоей первичной силы — воли. Из философии Гартмана К. заимствовал понятие бессознательного; он утверждал, что "все в музыке возникает из тоски по бессознательному". К. постоянно оперирует также понятиями "сила" и "энергия", трактуя их, однако, вне соответствующего материального субстрата. Этим определяется противоречивость муз.-эстетич. взглядов К. Несмотря на эту противоречивость, труды К, базирующиеся на тщательном исследовании огромного муз. материала, представляют большую науч. ценность и принадлежат к числу крупных достижений зап. музыковедения 1-й трети 20 в. Существ. вклад К. внес в изучение мелодия, линии, её динамики. К. считал, что закономерности развития линии ярче всего проявились в стиле И. С. Баха, в музыке к-рого свободное и широкое дыхание мелодии не подчинено расчленяющему действию гармонич. кадансов и метроритмич. группировки, как в соч. венских классиков. Эти взгляды выражены К. в его капитальном труде "Основы линеарного контрапункта" (1917), имеющем подзаголовок "Мелодическая полифония Баха". Одно из ведущих понятий, выдвинутых в этой выдающейся по аналитич. мастерству работе, — понятие мнимой полифонии, возникающей внутри одноголосной линии и во многом определяющей ее логику (в сов. музыковедении чаще применяется равнозначный термин "скрытая полифония"). Если мелодию К. уподобляет "кинетической энергии", то гармонию — "потенциальной", т.к. по К. выразительная сущность аккордов обусловливается тяготениями тонов, их стремлением к движению. Гармонич концепция К. раскрылась наиболее полно в капитальном исследовании — "Романтическая гармония и ее кризис в ?Тристане? Вагнера". В нём К. прослеживает важнейшие линии эволюции гармонич. яз. и мышления в зап. музыке 19 в. и при этом блестяще анализирует (вопреки своим идеалистам, и абстрактным общим установкам) конкретную муз. выразительность мн. эпизодов из произв. Р. Вагнера и др. композиторов; осн. мысль книги: одновременное усиление экспрессивной (выразительной) и импрессивной (красочной) сторон гармонии достигает в "Тристане" Вагнера критич. точки, после чего эти стороны уже не могут составлять единства и дают начало разным стилевым направлениям — экспрессионизму и импрессионизму. К. резко критикует статич., метафизич. представления о муз. форме. Его воззрения в этой области наиболее последовательно изложены в 2-томной монографии об А. Брукнере, 2-й том к-рой содержит анализ всех его симфоний с новой (по сравнению с концепциями предшествующих теоретиков), "динамич.", точки зрения. В "Музыкальной психологии" К. стремится к психологич. обоснованию своих эстетич. взглядов и в то же время выдвигает ряд важных положений, касающихся восприятия музыки, в т.ч. вызываемых музыкой пространственных ассоциаций. По своему процессуально-динамич. подходу к явлениям муз.-теоретич. концепция К., содержащая элементы стихийной диалектики, родственна концепции Б. В. Асафьева, хотя и не поднимается до лежащих в её основе тезисов о социальной обусловленности муз. иск-ва и об интонационной природе музыки, определяющей её материальный субстрат.
Сочинения: Der Stil der Opera seria von Gluck bis zum "Orfeo", "Studien zur Musikwissenschaft", 1913, (Jahrg. 1); Die Voraussetzungen der theoretischen Harmonik und der tonalen Darstellungssysteme, Bern, 1913; Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Bachs melodischer Polyphonie, Bern, 1917, 1956 (рус. пер. — Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, с предисл. и под ред. Б. В. Асафьева, М., 1931); Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern-Lpz., 1920, В., 1923, Nachdruck, Hildesheim, 1968 (рус. пер. под ред., с предисл. и коммент. М. Этингера, М., 1975); Bruckner, Bd 1-2, В., 1925; Musikpsychologie, В., 1931, Bern, 1947; Kritische Bemerkungen zum V. Kapitel der "Ars cantus mensurabilis" des Franko von Kцln, в сб.: Kirchenmusikalisches Jahrbuch, Jahrg. 21, Regensburg, u. a., 1908; Zur Motivbildung Bachs, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 14, В., 1917.
Литература: Mазель Л., Концепция Э. Курта, в кн.: Maзeль Л., Рыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, M.-Л., 1939; Maркус С. A., История музыкальной эстетики, т. 2, М., 1968, гл. 10; Bьcken В., Kurth als Musiktheoretiker, "Melos", 1924-25, Jahrg. 4, H. 7 — 8, S. 358-64; Eimert H., Bekenntnis und Methode, "ZfMw", 1926-27, Jahrg. 9, S. 99; Schuh W., Ernst Kurth zum 60. Geburtstag, "SMZ", 1946, (Jahrg. 86), No 7; Fischer K. von, In memoriam Ernst Kurth, в сб.: Musik-Almanach, Mьnch., (1948).
Л. А. Мозель.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru