Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:
Известный также под именем Падманандин — джайнский философ, выходец из Юж. Индии (Андхры?), жил в I в. н. э. или во II—II I вв. н. э. К. был одним из первых систематизаторов и теоретиков школы дигамбаров, и к его работам восходят почти все позднейшие направления дигамбарской мысли. Для соч. К. характерно смелое диалектич. использование джайнской доктрины анэкантавада, с помощью к-рой он пытается интерпретировать плюралистич. онтологию джайнов в духе спиритуалистич. монизма. К. приписываются 84 труда, но до нас дошло лишь 15 из них, все написаны на пракрите. Есть мнение, что лишь 3 из упомянутых сочинений действительно принадлежат К.
А. Терентьев
Новая философская энциклопедия:
КУНДАКУНДА (санскр. Kundakunda) (между 2 и 4 вв.) – общепризнанный авторитет в джайнской философии, которому приписывается не менее 84 сочинений на пракрите, из которых аутентичны 6. Основное – «Панчастикайя» («Пять образований сущего») – содержит каноническое для джайнов определение субстанций как того, что, «протекая» сквозь свои атрибуты и проявления, не «отклоняется» от существования, т.е. самоидентичности. Здесь же даются нормативные характеристики всех пяти субстанций – души, материи, условий движения и покоя и пространства. «Паваяна-сара» – наставление новоначальным, в котором обстоятельно излагаются объекты познания (с их атрибутами и проявлениями), ответственность души за формирование кармы и природа медитативных «экстазов»; «Самая-сара» – стратегия преодоления незнания, препятствующего «реализации» истинной природы души; «Бараса-анупеккха» – 12 упражнений для медитации, начиная с созерцания вечности души и завершая размышлениями о самих средствах ее «пробуждения».
В.К.Шохин
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025